Образование сегодня » Формирование социализации учащихся начальной школы » Познавательные задачи, способствующие развитию творческого мышления на уроках окружающего мира

Познавательные задачи, способствующие развитию творческого мышления на уроках окружающего мира

Страница 3

В задачах на сравнение требуется показать отличительные признаки растений и животных, сравнивать потребность организмов в тех или иных условиях среды (потребность в свете, влаге, тепле и др.), на основе чего раскрываются биологические закономерности.

Например: «Гуляя в еловом лесу, вы замечали, что в нем темно, сыро, деревья растут очень густо, их кроны пропускают мало света. А в сосновом лесу светло, деревья растут редко, кроны высоко поднимаются над головой, света проникает много. Почему так?» В данном случае у учащихся формируются природоведческие понятия «светолюбивые» (сосна) и «теневыносливые» (ель) виды растений.

Задачи - обобщения требуют ответов с привлечением знаний из различных тем курса природоведения. Они приучают учащихся обобщать разрозненные факты, явления и объединять их по признакам. Например: «Ученые – биологи называют лес сложнейшим, многообразным живым организмом. Объясните, почему?»

Задачи – обобщения направлены на развитие мышления, закрепление и углубление полученных знаний, расширение кругозора учащиеся. Так, размышляя над задачей о том, почему многие маленькие лесные птицы вьют гнезда в ветвях боярышника, хотя известно, что цветки его издают неприятный запах, а ветки усеяны колючками, дети приходят к выводу, что птиц привлекают именно колючки этого растения. Ими боярышник защищается от врагов и защищает птиц, которые прячутся в его ветвях.

Знакомя школьников с различными представителями биоценозов, учитель старается показать многообразие и богатство форм растений и животных, приспособленность их к условиям внешней среды, к совместному обитанию. Так, решая задачу на составление разнообразных цепей питания в луговом сообществе, учащиеся приходят к выводу, что малейшие изменения звеньев в цепях питания могут привести к изменениям самого сообщества луга.

Познавательные задачи на уроках природоведения побуждают учащихся переосмысливать знания, объединяют их в более широкие системы знаний, помогают находить новые связи. Подтверждением этому является размышление учащихся над задачей: «Такие надводные растения водоема, как камыш, стрелолист, рогоз, тростник, очищает воду пруда от многих вредных веществ. Но сильное разрастание этих растений иногда приводит к замору рыб. Почему?»

Решая задачу, учащиеся устанавливают связи между неживой и живой природой (Заросли растений затеняют мелководье, затрудняют прогреб воды; накопившиеся на дне растительные остатки приводят к резкому снижению количества кислорода в воде и т. д.)

В ряде задач моделируются различные жизненные ситуации. Примеры: задачи о «дружбе болот, рек и лесов»; о неудачном переселении американских ондатр в северные районы нашей страны; о «подводном сенокосе»; о жабе – «коровнице» и др.

Размышление над этими ситуациями помогает учащимся уточнять представления, полученные в процессе наблюдений на экскурсиях, заострять внимание на проблемах экологии, закреплять правила поведения в природе.

Условия некоторых задач допускают, что ученики могут что-то не знать, но найдут правильное решение, выстроив цепочку логических рассуждений и проведя необходимый анализ. Примером может служить задача о лесных пожарах. Для объяснения резко изменившегося в последнее время отношения человека к лесным пожарам («… сегодня лесоводы предпочитают гасить только те пожары, которые были вызваны неосторожностью человека, которые угрожают человеческим жизням. Пожарам, начавшимся, например, от молнии, позволяют догореть до конца…») учащимся необходимо выдвинуть и обосновать собственную гипотезу. Очевидно, пожар создает возможность для рождения нового леса. Задача побуждает школьников установить взаимосвязи между организмами лесного сообщества, выстроить различные варианты складывающихся новых цепей питания будущего леса.

Опыт показал, что изучение природных сообществ должно носить эвристический, поисковый характер.

Важным структурным элементом являются рисунки. Они нацелены на раскрытие основных идей познавательных задач, обеспечивая их наглядное выражение. Многообразие природы, ее экологическая целостность, единство природы и человека, хрупкость и уязвимость природы – все это отражено в рисунках.

При работе с рисунками у учащихся конкретизируются общие представления, формируются умения находить в рисунках необходимые объекты, обобщать, делать выводы.

Младший школьный возраст отличается вступлением в учебную деятельность. Психологической стороной учебной деятельности является процесс усвоения детьми знаний разного содержания и разной степени сложности, а также сам процесс усвоения способов использования этих знаний. Процесс усвоения знаний детьми не сводится к запоминанию отдельных фактов, он связан со слиянием общественного опыта с личным, нахождением в каждом новом факте частички субъективного и практического. Таким образом, в процессе обучения происходит постоянное обогащение собственного опыта.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Средства новых информационных технологий
Под средствами новых информационных технологий (СНИТ) будем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накопле ...

Особенности трудовых навыков умственно отсталых младших школьников
Трудовое обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью является главным звеном в общей системе учебной и коррекционно - воспитательной работы. Это связано с огромным значением трудовой подготовки в социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта. Способность самостоятельно трудится ...

Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста на занятиях по развитию речи
Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки – С, З, Ш, Ж, Р, – ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Сло ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru