Образование сегодня » Формирование социализации учащихся начальной школы » Познавательные задачи, способствующие развитию творческого мышления на уроках окружающего мира

Познавательные задачи, способствующие развитию творческого мышления на уроках окружающего мира

Страница 1

Школьная реформа со всей остротой поставила перед школой задачу о необходимости развития индивидуальных способностей учащихся, создание благоприятных условий для формирования творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, уметь пользоваться на практике общеучебными умениями.

Считаю, что познавательная и творческая деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению, то есть формирует общеучебные интеллектуальные умения.

Осознав эти проблемы, учителя гимназии № 8 г. Коломна стали работать над методической темой: «Развитие творческого мышления и познавательных способностей на уроках природоведения» и поставили перед собой следующую цель: развитие познавательных способностей учащихся, их интеллекта и творческого мышления через различные мыслительные операции, через развитие природоведческого кругозора детей, через приемы развивающего обучения (научить учащихся самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной учебной деятельности).

Целесообразно отбирать и создавать для работы различный методический и дидактический материал, а также использовать различные приемы, направленные на формирование специальных и интеллектуальных умений.

Умение применять свои знания в нестандартных ситуациях, использовать учебный прием переноса знаний к другому объекту или на другие задания учу учащихся с 1 – го класса.

В доказательных ответах учащиеся имеют дело с самостоятельными обобщениями и конкретизацией понятий, анализом-синтезом, сравнением и систематизацией знаний.

Важную роль в повышении умений доказывать играет для учащихся решение познавательных задач, размышление над проблемными вопросами.

Под задачами понимают такие учебные задания, в которых от учащихся требуется найти ответ на вопрос исходя из условий задания. Решение анатомо-физиологических задач может идти не только словесным путем, но и состоять из практических действий, опытов, наблюдений. Так, например, решение задачи, нацеленной на формирование понятия «работа органа слуха», предполагает постановку учащимися несложного опыта с металлической ложкой и бечевкой (задача 6 в разделе «Нервная система. Органы чувств»). «Проделайте несложный опыт. Для его проведения вам потребуются металлическая ложка и толстая крепкая бечевка длинной 6 см. Прикрепите к середине бечевки ложку, привяжите концы бечевки к указательным пальцам (проверьте, чтобы оба конца имели одинаковую длину). Заткните уши пальцами. Наклонитесь вперед, чтобы ложка свободно повисла и ударилась о край стола. Ваши уши заткнуты пальцами, но вы услышите звук, похожий на колокольный звон. Почему?»

В ходе решения данной задачи учащиеся убеждаются, что частицы воздуха периодически давят на барабанную перепонку, вызывая ее колебания и т. д.

В таких задачах основными умственными приемами являются установление причинно-следственных связей и конкретизация определенных понятий. Так, в ходе решения приведенной выше задачи у учащихся конкретизируются такие понятия, как «механизм слуха», «орган чувств, слуха - ухо», «строение уха (наружное ухо, среднее ухо, внутренне ухо)».

На уроках педагог учит детей самостоятельно добывать знания. Этому помогают памятки. Так в работе над познавательными задачами можно предложить учащимся следующую памятку:

1. Что известно?

2. О каких известных явлениях идет речь?

3. Что происходит при этом явлении по условию задачи?

4. Какова причина описываемого явления? Одна причина или несколько причин?

5. Найдя причины, можно ли ответить на вопрос задачи?

Содержание подобной памятки помогает учащиеся логически рассуждать. Например, размышляя над задачей о «странном поведении» кожи на холоде и во время жары (задача 1 в разделе «Кожа»). «Наружный покров тела – кожа – самый обширный орган человека. Кожа защищает тело от повреждений, удерживает в нем жидкости и препятствует проникновению в организм вредных веществ. Очень «странно ведет себя» кожа на холоде, она бледнеет, во время жары – краснеет. Почему это происходит?»

Учащиеся выстраивают следующую логическую цепочку.

1. Что известно?

• Наружный покров тела – кожа – самый обширный орган человека.

• Кожа защищает тело от повреждений, удерживает в нем жидкости, препятствует проникновению в организм вредных веществ.

1. Что происходит при этом явлении по условию задачи?

• На холоде кожа бледнеет.

• Во время жары кожа краснеет.

2. Почему это происходит?

• На холоде кровь устремляется в глубь тела, чтобы согреть внутренние органы. И кожа бледнеет.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Работа над словом при знакомстве с программными произведениями по литературе
Словарный запас учащихся значительно расширяется при изучении художественной литературы. Хорошо, если учитель сконцентрирует внимание школьников на тех лексических средствах литературного произведения, которые несут значительную идейно-художественную нагрузку. Поэтому новые слова, встречающиеся в т ...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых пр ...

Правила множественных вычислений
Формулируя правила множественных вычислений, мы исходим из того, что точность ответа не может быть выше точности данных, указанных в условии. Это означает, что в полученном числе должно быть столько верных цифр, сколько их в наименее точном исходном числе. Если в процессе решения задачи определены ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru