Образование сегодня » "Приближенные вычисления" – разработка факультативного курса и проектирование творческой задачи для 7-8 классов » Факультативные курсы как формы дополнительного образования школьников

Факультативные курсы как формы дополнительного образования школьников

Страница 2

- учет эмоциональной стороны вопроса;

- учет операционной структуры, возможность алгоритмического поэтапного руководства исследовательской деятельности учащегося. При этом учитель должен:

учитывать запас знаний учащихся;

выявлять способы их актуализации;

продумывать новую информацию, сообщаемую учащимся, цель работы, ход выполнения работы, необходимое оборудование, оформление хода и результатов работы учащимися в рабочих тетрадях, выводы.

Определение путей проверки выполнения работы учащимися;

Выявление возможности индивидуализации и дифференциации обучения.

- Работа с литературой. Это реализуется в следующих формах. Слушатели факультатива получают индивидуальные задания составить и написать реферат. Например, описать некоторые факты из истории, доказательства теорем. Подбор литературы в соответствии с тематикой.

Немаловажным условием является обеспечение активной познавательной деятельности учащихся на протяжении каждого занятия.

Частью факультатива являются задачи, предназначенные для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Для решения учебно-исследовательской задачи недостаточно одной или нескольких блестящих идей, она естественно, разбивается на ряд более мелких задач – от простых, не требующих никаких предварительных знаний и доступных любому школьнику, до сложных проблем. Машевецкий Г. И. выделяет общие характеристики учебно-исследовательских задач:

К основным группам требований относятся: мотивационные (условие задачи должно привлекать внимание, быть связана с окружающей действительностью, иметь практическое применение, задача должна приносить реальную пользу решаемому); доступности (условие задачи должно быть сформулировано на основе известных знаний, задача может быть естественно разбита на ряд вспомогательных задач от простых до весьма трудных); общеобразовательной и воспитательной ценности задачи (задача должна давать навыки исследования и эксперимента, умение обрабатывать и обобщать полученные результаты; задача призвана развивать познавательную активность и фантазию, творческие способности учащихся).

Петрова Е. С. в пособии ставит вопрос о способах поощрения и порицания школьников, занимающихся на факультативах. Система оценок знаний в настоящее время фактически двухбалльная: ‘’4’’ и ’’5’’. “Система очков” за решение задач привносит на занятия дух соревнования, элементы игры, заинтересовывает учащихся.

Часто проводится разделение слушателей факультатива на подгруппы. Разделение осуществляется по разным принципам, в зависимости от дидактических и воспитательных целей работы: разный уровень знаний учащихся; интересы учащихся; возможности взаимоконтроля; разную внеурочную информированность учащихся; взаимоотношения учащихся; различные способности.

При проверке выполнения заданий каждым слушателем используют: взаимопроверку; групповую проверку; коллективную проверку.

Такие способы проверки приучают школьников критически относится к выполнению заданий самими и товарищами. Умение коллективно работать дает ученикам представления о научной дискуссии, об обсуждении исследовательских работ.

Коллективная работа всей группы проводится в следующих формах:

Проверка правильности алгоритма решения новым математическим методом, составленного отдельными учащимися;

Обсуждение правильности и конкретности решения контрольных задач;

Выявление возможных ошибок школьников при изучении отдельной конкретной темы, указание путей устранения их;

Организация дискуссий на предложенную преподавателем тему.

Таким образом, на факультативном курсе материал излагается порционно, он проводится в соответствии с планом, который не претерпевает больших изменений, существует некоторая последовательность в изложении материала. Кроме того, существуют две точки зрения. Первая: изучение на факультативе того же материала, что и на уроке, но более глубоко, решение нетрадиционных задач, задач повышенной трудности. Целью здесь является поддержать интерес к предмету, включить учащихся в предмет. Вторая: курс включает в себя как изучение некоторого материала, так и творческий поиск. Факультативный курс подразумевает выполнение творческих работ. Творческая работа может опираться на новое, изученное на факультативе. Это новое служит источником тем творческих работ. Ключевое - возникший вопрос, проблема.

При проектировании курса по теме “Приближенные вычисления”, вы попробовали соединить две точки зрения. В курсе есть углубление уже изученного материала, так и задачи, требующие творческого поиска.

Разработка факультативного курса проходила в несколько этапов.

На первом этапе из школьных учебников были выделены задачи, в которых могут быть полезны знания о приближенных вычислениях. Также были придуманы другие задачи, для решения которых нужны знания и приближенных вычислениях. Список задач приведен в приложении 3 к данной работе.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Цели и задачи обучения чтению на старшем этапе школы
Перспективы и состояние обучения чтению как ведущему виду коммуникативной деятельности в средней общеобразовательной школе требуют тщательного, всестороннего научно-методического анализа с реалистических позиций. В настоящее время нужны новые методические решения, направленные на поддержание опреде ...

Особенности адаптации младших школьников
Как известно, дети, пришедшие в первый класс в возрасте 6,5-7,5 лет, находятся в возрастном кризисе. В это время ребенок переживает состояние повышенного психического напряжения, так как новая социальная ситуация развития предъявляет новые требования к уровню его психической зрелости. Подобное напр ...

Содержание и методика обобщающего повторения на примере темы: «Четырехугольники»
Решением одной из важных задач общеобразовательной и профессиональной школы является усиление прикладной направленности обучения. В этой связи важно выработать у учащихся умение при решении конкретных вопросов ориентироваться на существенные свойства объектов и явлений. Большие возможности для форм ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru