Образование сегодня » "Приближенные вычисления" – разработка факультативного курса и проектирование творческой задачи для 7-8 классов » Факультативные курсы как формы дополнительного образования школьников

Факультативные курсы как формы дополнительного образования школьников

Страница 2

- учет эмоциональной стороны вопроса;

- учет операционной структуры, возможность алгоритмического поэтапного руководства исследовательской деятельности учащегося. При этом учитель должен:

учитывать запас знаний учащихся;

выявлять способы их актуализации;

продумывать новую информацию, сообщаемую учащимся, цель работы, ход выполнения работы, необходимое оборудование, оформление хода и результатов работы учащимися в рабочих тетрадях, выводы.

Определение путей проверки выполнения работы учащимися;

Выявление возможности индивидуализации и дифференциации обучения.

- Работа с литературой. Это реализуется в следующих формах. Слушатели факультатива получают индивидуальные задания составить и написать реферат. Например, описать некоторые факты из истории, доказательства теорем. Подбор литературы в соответствии с тематикой.

Немаловажным условием является обеспечение активной познавательной деятельности учащихся на протяжении каждого занятия.

Частью факультатива являются задачи, предназначенные для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Для решения учебно-исследовательской задачи недостаточно одной или нескольких блестящих идей, она естественно, разбивается на ряд более мелких задач – от простых, не требующих никаких предварительных знаний и доступных любому школьнику, до сложных проблем. Машевецкий Г. И. выделяет общие характеристики учебно-исследовательских задач:

К основным группам требований относятся: мотивационные (условие задачи должно привлекать внимание, быть связана с окружающей действительностью, иметь практическое применение, задача должна приносить реальную пользу решаемому); доступности (условие задачи должно быть сформулировано на основе известных знаний, задача может быть естественно разбита на ряд вспомогательных задач от простых до весьма трудных); общеобразовательной и воспитательной ценности задачи (задача должна давать навыки исследования и эксперимента, умение обрабатывать и обобщать полученные результаты; задача призвана развивать познавательную активность и фантазию, творческие способности учащихся).

Петрова Е. С. в пособии ставит вопрос о способах поощрения и порицания школьников, занимающихся на факультативах. Система оценок знаний в настоящее время фактически двухбалльная: ‘’4’’ и ’’5’’. “Система очков” за решение задач привносит на занятия дух соревнования, элементы игры, заинтересовывает учащихся.

Часто проводится разделение слушателей факультатива на подгруппы. Разделение осуществляется по разным принципам, в зависимости от дидактических и воспитательных целей работы: разный уровень знаний учащихся; интересы учащихся; возможности взаимоконтроля; разную внеурочную информированность учащихся; взаимоотношения учащихся; различные способности.

При проверке выполнения заданий каждым слушателем используют: взаимопроверку; групповую проверку; коллективную проверку.

Такие способы проверки приучают школьников критически относится к выполнению заданий самими и товарищами. Умение коллективно работать дает ученикам представления о научной дискуссии, об обсуждении исследовательских работ.

Коллективная работа всей группы проводится в следующих формах:

Проверка правильности алгоритма решения новым математическим методом, составленного отдельными учащимися;

Обсуждение правильности и конкретности решения контрольных задач;

Выявление возможных ошибок школьников при изучении отдельной конкретной темы, указание путей устранения их;

Организация дискуссий на предложенную преподавателем тему.

Таким образом, на факультативном курсе материал излагается порционно, он проводится в соответствии с планом, который не претерпевает больших изменений, существует некоторая последовательность в изложении материала. Кроме того, существуют две точки зрения. Первая: изучение на факультативе того же материала, что и на уроке, но более глубоко, решение нетрадиционных задач, задач повышенной трудности. Целью здесь является поддержать интерес к предмету, включить учащихся в предмет. Вторая: курс включает в себя как изучение некоторого материала, так и творческий поиск. Факультативный курс подразумевает выполнение творческих работ. Творческая работа может опираться на новое, изученное на факультативе. Это новое служит источником тем творческих работ. Ключевое - возникший вопрос, проблема.

При проектировании курса по теме “Приближенные вычисления”, вы попробовали соединить две точки зрения. В курсе есть углубление уже изученного материала, так и задачи, требующие творческого поиска.

Разработка факультативного курса проходила в несколько этапов.

На первом этапе из школьных учебников были выделены задачи, в которых могут быть полезны знания о приближенных вычислениях. Также были придуманы другие задачи, для решения которых нужны знания и приближенных вычислениях. Список задач приведен в приложении 3 к данной работе.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Недостатки традиционного способа знакомства детей с числом
Центральным понятием, формируемым в курсе математики начального звена, является понятие числа. Способы введения понятия о числе и счете в I классе разработаны в методике преподавания арифметики особенно детально. Имеется большая психологическая литература относительно условий формирования начальног ...

Методика организации аппликационных работ
Аппликация, т.е. изображение узора путём наложения на ткань кусочков другой ткани, может быть различна как по расцветке, так и по способу исполнения. Так обычно различают аппликацию цветную, тюлевую, бельевую. В цветной аппликации используются лоскутки различно окрашенной и различного качества ткан ...

Мотивация, темперамент, способности, характер - основные параметры индивидуальности
Эмоциональность, активность выступают как вторичные функции темперамента. Активность, саморегуляция проявляются как характеристики способностей. А в характере Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru