Образование сегодня » Методы и задачи педагогической науки » Факторы развития личности, их учет в организации воспитательно-образовательного процесса

Факторы развития личности, их учет в организации воспитательно-образовательного процесса

Страница 1

Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия "развитие".

Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Следовательно, личностные качества приобретаются в процессе развития.

Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях:

1) физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма),

2) психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.),

3) социальное развитие (формирование нравственных чувств, усвоение социальных ролей и др.).

Развитие происходит:

1. В единстве биологического и социального в человеке.

2. Диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется.

Факторы:

1. Социальные факторы развития: среда обитания, политические, географические

2. Биологические факторы развития: наследственность, задатки, способности

3. Воспитание (или педагогические факторы): образование, воспитание, обучение, самовоспитание

Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов.

Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых факторов в социологии принято называть социализацией. В педагогике, как было сказано, оно близко к понятию воспитание в социальном значении.

Следовательно, развитие личности представляет собой процесс, который определяется внутренними и внешними факторами. Происходит он:

- во-первых, в зависимости от внутреннего мира личности, ее внутренних побуждений, присущих ей субъективных потребностей, интересов и мотивов,

- во-вторых, в зависимости от меняющихся условий внешней среды и обстоятельств ее жизни.

Развитие личности детерминируется процессом развития группы, в которой она интегрирована и которая доминирует на данной возрастной ступени. Наиболее благоприятные условия для деятельностного формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития — коллектив. На основе этого предположения может быть сконструирована модель развития личности в конкретно-исторических условиях воспитания. При этом выделяются собственно возрастные этапы формирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0—3), детсадовское детство (3—7), младший школьный возраст (7—11), средний школьный возраст (11— 15), старший школьный возраст (15—18).

В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье, которая в зависимости от принятой в ней тактики воспитания либо выступает как просоциальная ассоциация или коллектив (при превалировании тактики "семейного сотрудничества"), либо оборачивается для ребенка зачастую совершенно не осознаваемыми родителями отрицательными сторонами, которые присущи менее развитым группам (если в семье взрослые придерживаются, например, тактики "диктата" или же "слепой опеки"). В зависимости от характера семейных отношений изначально складывается личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного маленького себялюбца.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Проведение олимпиады и конкурсов
Недели, декады и месячники стали неотъемлемой частью внеклассной работы по английскому языку. С их помощью формируется интерес к изучению иностранного языка, закрепляются ранее полученные знания по предмету, развивается творческая активность учащихся. Нами была проведена Декада английского языка. В ...

Методы стимулирования в педагогической работе. Педагогический опытМакаренко А.С
Методы стимулирования деятельности: стимулировать - побуждать. Стимулирование применяется для подкрепления и усиления воздействия на школьника различных факторов. Методы: соревнование - стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству и самоутверждению личности. Вовлекая учащихся в борь ...

Контроль как средство определения уровня владения МВ
Определить прогресс в совершенствовании языкового навыка возможно по средствам контроля. Контроль - это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения. Контроль это и часть урока, во время которой преподаватель оценивает, как учащиеся усвоили пройденный м ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru