Образование сегодня » Методы и задачи педагогической науки » Методы формирования сознания личности. Специфика их использования на каждом возрастном этапе

Методы формирования сознания личности. Специфика их использования на каждом возрастном этапе

Данная категория методов воспитания находится в тесной связи с детской психологией, так как правильное формирование личности отдельного ребенка невозможно без четкого представления о специфических особенностях детской психики.

С помощью использования положительного примера можно реализовывать разнообразные воспитательные задачи. В процессе воспитания нельзя ограничиваться такими приемами, как подражание и копирование.

Целью любого воспитателя должно быть индивидуальное, своеобразное развитие каждой личности. Это возможно реализовать только в том случае, если пример стимулирует у учащихся развитие сознательного поведения, творческую активность и самостоятельность. В качестве положительного для ученика стимула может выступать определенное требование воспитателя. Причем форма данного требования опять же зависит от индивидуальных особенностей личности отдельно взятого школьника.

Ученику с плохой памятью требование может быть представлено в форме напоминания о каких-то обязанностях. Или же другому школьнику, страдающему отсутствием сообразительности, нужно вовремя намекнуть на последовательность действий и т. д. Возможно для учителя выразить свое требование в категоричной форме.

Обязательным условием данного метода является учет возрастных особенностей, характера и соблюдение педагогического такта. Для правильного формирования и развития индивидуальных качеств школьника иногда используют игру в качестве метода воспитания. Но только в том случае, когда игра побуждает к созидательной деятельности.

С целью воспитания положительных качеств в процессе формирования личности педагог может искусственно создать педагогическую ситуацию (предположения, неопределенности, конфликта, опровержения и пр.). Данный прием может быть использован для преодоления страха, застенчивости, необязательности, невнимательности, неисполнительности и т. д.

Даже самый совершенный и продуманный до мелочей метод воспитания не может дать положительных результатов, если не учитывать следующие особенности:

1) индивидуальные особенности школьников;

2) возраст;

3) воспитательный уровень;

4) определенная обстановка;

5) совокупность метода со всей системой воздействия, которая оказывается на ребенка взрослыми.

Успех процесса воспитания напрямую зависит от того, насколько правильно и целесообразно педагог применяет в собственной деятельности то или иное средство, метод или прием воздействия на школьников.

Также важнейшим является условие включения средства в общую систему воспитания школьного коллектива. Кроме того, применяемые в каждом отдельном случае средства, методы и приемы должны точно соответствовать поставленным задачам и целям воспитания.

Не следует думать, что выбор методов воспитания – произвольный педагогический акт. Существует подчинение данного выбора различным закономерностям и зависимостям, среди которых важнейшее значение приобретают цель, содержание и принципы воспитания.

Прочее о педагогике:

Диагностика творческих способностей учащихся первых классов
Любое проектирование начинается с анализа. В своей дипломной работе я провожу диагностическое исследование. Для этого применяется мною контролирующий эксперимент, целью, которого является определение имеющихся творческих способностей и воображения у детей младшего школьного возраста. Целью данного ...

Исследование психологической диагностики учащихся
По методике мотивации учебной деятельности младших школьников Лускановой Н.Г. у учащихся было выявлено: Рисунок 3. Уровень школьной мотивации учащихся У 24% детей выявлен средний уровень школьной мотивации, учащиеся положительно относятся к школе, понимают учебный материал, внимательны при выполнен ...

Методика применения игровых приёмов при обучении иноязычной лексике
Какое же место игровые приёмы занимают на уроке английского языка? Необходимость постановки вопроса о месте игры в процессе обучения очень велика. К.Д. Ушинский советовал с самого начала обучения отделять занятие от игры и считал выполнение учебных заданий серьёзной обязанностью ребёнка. При этом о ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru