Исследования восприятия дошкольниками сказки, проведенные А.В.Запорожцем, Д.М.Арановской, Т.А. Кондратович, выявили двойственность этого процесса. С одной стороны, понимание сказки опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям и героям. Оно не носит чисто интеллектуального характера и полностью не опирается на рассуждающее мышление. С другой стороны, понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия героям. Поэтому, возникая в уме и опираясь на представления, оно имеет действенный характер. Дошкольник пытается включиться в сюжет, повлиять на ход событий. При повторном чтении он нередко просит пропустить эпизоды, в которых любимым героям что-то угрожает. Ребенок занимает позицию внутри произведения, а позиция слушателя формируется только к семи годам.
В раннем детстве ребенок нередко смешивает изображенную и реальную действительность. Поэтому он пытается сорвать с картинки нарисованные цветы или взять нарисованные яблоки. Такие попытки говорят о том, что рисунок еще не стал для малыша заместителем реального объекта. Дошкольник не отделяет реальное от изображенного.
На материале восприятия живописи М.Н.Зубарева раскрыла уровни эстетического развития дошкольника.
На первом уровне ребенок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (выбрал открытку потому, что «дома такой еще нет», «потому, что здесь лодка, можно покататься», «потому, что яблоко, оно вкусное»). На втором уровне ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже - форму и композиционные приемы. На третьем, высшем, уровне дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.
Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:
- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
- осваиваются сенсорные эталоны;
- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
- с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется литература.
Прочее о педагогике:
Состав и особенности учебных действий детей при усвоении ими общей формы
числа в развивающем обучении
Опишем учебные действия, при выполнении которых дети выявляют условия происхождения самой формы числа и овладевают способом ее построения. Курс развивающего обучения, разработанный Элькониным Д.Б. и Давыдовым В.В., начинается с введения понятия величины, определенного отношениями “равно”, “больше”, ...
Влияние внеклассной работы на развитие творческих способностей учащегося
Человека считают творчески способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает творческой деятельностью и, во-вторых, добивается достижений, отличающихся новизной и оригинальностью. От чего это зависит? Творческая деятельность предъявляет человеку определенные требования к его психическим пр ...
Из опыта работы учителей по формированию понятия площади
Многолетний опыт наблюдения показывает, что учащиеся начальных классов и даже старших путают понятия периметр и площадь. Соответственно допускают ошибки при их вычислении и записи полученных единиц измерения. Основная причина смешения этих понятий — слабое знание единиц измерения величин и отсутств ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.