Экскурсии в природу будут предшествовать работе по изготовлению игрушек и в подготовительной к школе группе. Каждая экскурсия - встреча с природой, и задача воспитателя - учить детей видеть красоту природы, любить ее и воспитывать желание ее беречь.
Старшие дошкольники уже знают места экскурсий. Педагог продолжает учить их замечать изменения в сезонных явлениях. Дети 6 - 7 лет многое могут делать сами. В ходе экскурсии они мастерят игрушки из собранного материала. Воспитатель напоминает ребятам, какой материал можно собирать. С этой целью организуется игра "Сбор материала". Взрослый вместе с детьми определяет место приемного сортировочного пункта, выбирает дежурного по лесу (парку), который будет следить за охраной природы, контролера, проверяющего качество собираемого материала, и т. д. Экскурсию можно закончить беседой о красоте и богатстве природы, о ее охране в нашей стране. В конце игры воспитатель сообщает, что из собранного материала дети будут делать разные игрушки.
В беседе с детьми воспитатель уточняет их впечатления об увиденном на экскурсии, закрепляет приобретенные знания. Затем можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала.
Указанный вид работы характеризуется двумя основными этапами: предварительным, или ориентировочным, и исполнительным (А. В. Запорожец). На первом этапе ребенок анализирует игрушку, которую ему предстоит смастерить, выявляет условия достижения цели, планирует последовательность работы над ней, подбирает необходимый материал, инструменты и определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет достигнута.
На втором этапе ребенок приступает к непосредственному созданию игрушки. При этом он учится подчинять свое поведение поставленной перед ним задаче. Конечным результатом работы должна быть не только созданная поделка, но и формирование у ребенка определенного уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приемов работы, умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности.
В обычных условиях организации ручного труда деятельность ребенка направлена преимущественно на результат, а способы его достижения оказываются вне внимания. Такая организация работы затрудняет формирование у детей устойчивых и эффективных трудовых навыков и умений. В связи с этим при изготовлении поделок из природного материала важна правильная организация не только второй (исполнительной), но и предварительной (ориентировочной) части работы над поделкой.
Уже на первом занятии рекомендуется обращать внимание детей на специфику работы с данным материалом: наличие определенного оборудования, использование инструментов. Воспитатель следит, чтобы инструменты соответствовали эстетическим и гигиеническим требованиям, были удобны в пользовании и отвечали не только возрастным, но и индивидуальным возможностям детей.
Детям объясняют, что работа над поделкой начинается с подготовки рабочего места, в процессе труда необходимо соблюдать определенные правила; на столе должен быть порядок: аккуратно разложен материал, инструменты; к материалу нужно относиться экономно, бережно.
Прежде всего ребенка учат тщательно анализировать образец будущей поделки. В качестве образца вначале используют игрушку, изготовленную воспитателем заранее. В дальнейшем ее заменяют рисунком, фотографией или схемой-моделью.
В ходе анализа поделки внимание ребенка направляют на ее внешние характерные особенности (цвет, форма, величина), части и детали, на материал, из которого сделана игрушка и из какого она еще может быть изготовлена.
При рассматривании образца используют вопросы типа: "Из каких частей состоит поделка? Из какого материала изготовлена поделка? Какой еще материал можно использовать для изготовления данной игрушки? Из какого другого материала можно смастерить отдельные детали поделки?"
Правильный и разносторонний анализ структуры готовой поделки является важным звеном в работе.
Затем ребенка учат анализировать процесс предстоящей работы над игрушкой. Уточняются основные этапы работы: в какой последовательности изготавливают части и детали поделки (что за чем); из какого материала; как создают части игрушки (какие для этого совершают трудовые операции, какими инструментами, как соединяют части и детали). Воспитатель демонстрирует перед детьми весь процесс работы над игрушкой от начала до конца и показывает, как она создается. Показ работы над каждой частью, деталью поделки, способов их соединения воспитатель сопровождает объяснением. При этом педагог должен заботиться о том, чтобы его действия были точными и чтобы их могли видеть все дети.
Прочее о педагогике:
Значение подвижных игр при работе с детьми младшего школьного возраста
На уроках в 1-4х классах подвижные игры занимают ведущие место. Это объясняется необходимостью удовлетворять большую потребность в движениях, свойственную детям младшего возраста. Дети растут, у них развивается важнейшие системы и функции организма. Такие действия, как бег, подлезание, равновесие, ...
Игровые технологии, их роль и место в обучении профессиональному
иноязычному общению
Игра, как приема обучения, есть действенный инструмент управления учебной деятельностью (деятельностью по овладению иноязычным общением), активизирующий мыслительную деятельность обучающихся, позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным. По мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая игр ...
Неуспеваемость как педагогическая проблема
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. сист ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.