Образование сегодня » Логико-математические дидактические игры в работе со старшими дошкольниками » Основные понятия составляющие содержание логико - математического мышления

Основные понятия составляющие содержание логико - математического мышления

Страница 2

Можно сказать, что развитие логического мышления ребёнка - это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязанных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления

В общефилософском плане идея формирования логического мышления, сводится к преподнесению информации, исходя из следующих философских законов:

1. Соотношение целого и его частей: выделение общей сущности – закон устройства целостного мира.

2. Единство противоположностей: любое явление имеет свою обратную сторону.

3. Идея преобразования: любое изменение в каком-либо явлении всегда влечёт за собой последствия.

Такой подход даёт ребёнку единую смысловую базовую опору в дальнейшем познании. Автор отводит математике привилегированное местоположение в процессе формирования логического мышления, поэтому применительно к математическим знаниям, три указанных момента сводятся к следующему:

1. Целое и части. Смысл практически всех математических действий и операций может быть дан без определений, а в процессе самостоятельного поиска (например, интуитивно: сложить - это значит собрать вместе, соединить в целое). Итогом такого подхода является логически-действенная схема, позволяющая свернуть ряд математических правил (освоение принципа действий сложения, умножения, деления, вычитания; решение уравнений; разбиение фигур на части; решение определённого типа задач; усвоение понятия «дробь»; нахождение проекций и т.д.) в некий логический блок определённых действий.

2. Единство противоположностей. Принцип построения математических знаний, как ни одного другого предмета, очевидно базируется напредставленной закономерности (сложение-вычитание, прямые и обратные задачи, знаки больше и меньше, положительные и отрицательные числа, обычные и десятичные дроби, степени - корни и т.д.). Изучая какие-либо действия и явления, предлагая ребёнку найти противоположность, в поисковый процесс включается логический компонент, поскольку приходится иметь действие с абстракцией, опираясь на конкретный материал.

3. Идея преобразования в математическом ракурсе ярче всего прослеживается при наблюдении за изменением результата в зависимости от изменения компонентов ( « .а как изменилось бы решение и ответ, если бы в задаче вместо . »). Идея преобразования всегда даёт детям возможность самим, оттолкнувшись от известного знания, предположить, попробовать решить новую для них задачу. В этой ситуации очевидным является обязательное использование в процессе поиска логического мышления и предполагает механизм его совершенствования.

Роль дидактической игра в сложном процессе мышления, состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка компоненты математического мышления: гибкость, системность, пространственную подвижность, логические приемы умственных действий и т.п. При этом суть процесса сводится не к целевому обучению элементам математики, а к всестороннему стимулированию развития логической сферы мыслительных процессов ребенка.

Страницы: 1 2 

Прочее о педагогике:

Телекоммуникационные учебные проекты
У граждан мира, живущих в конце XX века, не должно вызывать удивления то, что Internet служит средой для гуманитарных, кросскультурных телекоммуникационных проектов, ориентированных на деятельность, в которых участвуют будущие руководители планеты – наши дети. Так, проект Planet использует консорци ...

Идеи педагогов дальнего и ближнего зарубежья
Заслуживают внимания идеи игровых занятий чешского педагога, родоначальника педагогической науки Я.А. Каменского. Например, в качестве средства для разумного отдыха Я.А. Каменский предлагает практиковать такие игры, в процессах которых учащиеся овладевали бы знаниями и умениями из области ремесел, ...

Последипломное образование
Последипломное образование это дополнительно 2-3 (в некоторых ВУЗах более) обучения. В Испании не многие ВУЗы могут предложить последипломное обучение по всем предметам, поэтому надо быть готовым продолжить свое образование в другой провинции или городе. В Испании степени бакалавра равны три основн ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru