Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением.
Отклоняющееся поведение имеет место постольку, поскольку работают механизмы его сознательной и бессознательной мотивации. Человек с девиантным поведением имеет устойчивую мотивацию в сохранении девиации.
При работе с подростками широко распространен прием оценки негативных последствий девиантного поведения. Подростку необходимо конкретно объяснить, какой вред он наносит себе и окружающим его людям своим поведением, а затем показать подростку его будущее, с сохранением девиантного поведения и без него. Например, представить, какая жизнь ждет подростка, если он будет употреблять спиртное и наркотики. Т.е. нужно создать мотивацию к хорошему и положительному в жизни. Можно совместно с подростком наметить план его жизни, который поможет добиться поставленной цели в жизни.
Коррекционная работа в отношении отклонений в поведении подростков имеет положительные результаты когда обращается внимание на отношение педагога и учеников в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания легче решать учебно-воспитательные задачи. Подростку важно постоянно ощущать, что с его мнением считаются, доверяют .
Ведь подросток ожесточается, замыкается из-за отсутствия чуткости, заинтересованного внимания к себе, сопереживания со стороны родителей и учителей.
Как писал А.С.Макаренко, "такому подростку на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по привычке считает необходимым применять защитно-угрожающую позу, в любом слове ему видятся чуждые и враждебные силы".
Педагогу нужна вера в возможности каждого ребенка, и отклонения в его развитии следует рассматривать как результат недифференцированного подхода к нему.
Наиболее распространенным методом желательного поведения является подкрепление.
Многие подкрепляющие стимулы, такие как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повседневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправленное его применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослаблению и устранению его неадекватных форм. Например, в школе необходимо одобрять и замечать если подросток сделал что-то хорошее. Из моей личной практики был случай, когда ученик разбил окна, с целью отомстить учителю за плохую оценку. Это вызвало бурное реагирование со стороны педагогов. Ученика вызывали на педагогический совет, ругали, приглашали в школу родителей. Через некоторое время этот ученик организовал уборку мусора с территории столярного цеха. Этого даже никто не заметил, только мастер п/о сказал спасибо. Эта ситуация была рассмотрена на педагогическом совещании и учителя пришли к выводу, что необходимо больше внимания уделять когда ребенок сам хочет исправить свое поведение и всячески поддерживать его в этом.
Но здесь же хочется заметить, что подкрепление может вознаграждать неправильное поведение. Например, подросток в ответ на суицидальную попытку, может получить награду – повышенное внимание и заботу семьи, вместо того, чтобы подкреплялось его независимое поведение.
Проанализировав литературу, которая отражает отклоняющееся поведение, я пришла к выводу, что проблема освещается с различных сторон и вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Многообразие подходов проявляется при решении таких практических задач, как профилактика и преодоление отклоняющегося поведения.
Отклоняющееся поведение подростков можно назвать актуальной проблемой современной школы.
Дальнейшие научные исследования в этой области, накопление опыта практической работы, объединение усилий различных специалистов – все это может помочь в решении проблемы девиантного поведения подростков.
Прочее о педагогике:
Жизнь
и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 — 1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении отца около города Новгород-Северска. Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии. В 1840 г. К. Д. Ушинский поступил на юридический факультет Мос ...
Начальное и среднее образование
В рамках школьной программы учащиеся изучают как обязательные предметы (географию, историю, испанский язык, математику, искусство, музыку, естественные науки, так и предметы по выбору и основы профессиональной подготовки в какой-нибудь области). По завершении обязательного среднего образования (при ...
Способы управления самостоятельной работой и формирование «методики
учащихся»
Мы подошли к вопросу управления самостоятельной работой. Надо иметь в виду, что она является лишь относительно самостоятельной в учебных условиях. Учащиеся испытывают косвенное воздействие учителя, позволяющее им ощутить себя активными субъектами учения. Учитель, во-первых, способствует вызову моти ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.