К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов осуществления целостного педагогического процесса. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.
Выдвинув в качестве основного критерия классификации достижение дидактических целей, В.М. Харламов подразделил методы обучения на 5 групп:
1) методы устного изложения знаний педагогом и активизации познавательной деятельности учащихся; рассказ, объяснение, лекция, беседа, метод иллюстрации и показа при устном изложении материала;
2) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
3) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
4) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
5) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: наблюдение за работой учащихся, устный опрос, контрольные работы, программированный контроль, проверка домашних заданий и пр.
Широкое распространение в дидактике нашла классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиньш, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя, пять методов:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемного изложения;
4) частично-поисковый (или эвристический);
5) исследовательский.
Имеет большое значение классификация методов обучения, описанная коллективом авторов: В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов и др. в учебном пособии «Педагогика» (М., 1997). Они выделяют следующую систему общих методов осуществления целостного педагогического процесса:
1) методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);
2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);
3) методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
4) методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).
Использование методов формирования сознания в целостном педагогическом процессе осуществляется Прежде всего с помощью устного и печатного слова. Это объясняется тем, что слово является не только источником получения знаний, но и средством организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Обратимся к характеристике основных методов данной группы.
Рассказ — это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении библиографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни.
Прочее о педагогике:
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя – их основой является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваем ...
Информационное математическое моделирование: понятие, цели и этапы
Начнем с термина «информация». Во-первых, компьютер информацию в «сыром виде» не обрабатывает, и вообще, такого технического устройства нет. Во- вторых, об алгоритмах обработки таких вещей можно говорить, лишь в каком-то переносном смысле. И в-третьих, термин «информация», лишаясь при таком подходе ...
Причины искаженных взаимоотношений между педагогами
и детьми
Владимир Набоков любил повторять, что детей надо баловать, ибо неизвестно, какая судьба их ждет. Это значит, что детей следует хвалить. И как можно чаще. Шанс же на похвалу нужно дать всем учащимся. Каждый ребенок достоин похвалы. Слабый он или сильный, задира или тихоня, красавчик или нет – он жде ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.