Образование сегодня » Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего возраста на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего возраста на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым.

В течение второго года, если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 - 300 слов.

При систематической работе и при благоприятных условиях к трем годам речь детей развивается настолько, что они в состоянии выразить словами свое желание, мысль, повторить то, что запомнили. Они могут декламировать небольшие стихи, петь песни.

Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, Лисина М.И., Запорожец А.В., Л.Г. Соловьева. Е.Д. Дмитриева, А. Катаева, Е.А. Стребелева, В.И. Лубовский, Л.П. Носкова, Е.А. Миронова, А.М. Бородич, Э.Г. Пилюгина, Г.В. Грибанова, А.М. Прихожан и другие.

Также надо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ш. Бюлара, Г. Гетцера, У. Голдфарба, Боулби, Шпица, Д.О. Хебба, Б.М. Фосса, Э.Л. Фрухта.

Работа по развитию речи с ясельной группе детского сада, как правило, требует от воспитателя индивидуального, дифференцированного подхода, что объясняется возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также их способностью к адаптации в условиях детского сада.

Изложенное выше обуславливает необходимость личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми раннего возраста на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ.

Актуальность концепции личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребёнка обусловлена, в частности, обоснованностью эмпирических и теоретических предпосылок. К первым можно отнести накопленный за последние десятилетия опыт новаторской деятельности, направленный на создание вариативных образовательных систем. Ко вторым — фундаментальные исследования о функциях личности в социуме и о жизнедеятельности человека.

В дошкольной педагогике личностно-ориентированное воспитание получило теоретическое обоснование в исследованиях В.В.Давыдова, Л.М.Клариной, Н.А.Коротковой, Н.Я.Михайленко, Л.Н.Перелыгиной, В.А.Петровского, Л.П.Стрелковой и др. Были разработаны подходы к построению целостного педагогического процесса на гуманистической основе (Р.С.Буре, Л.Н.Перелыгина), изучены различные стили педагогического общения и типы взаимодействия педагога с детьми, выявлено их влияние на развитие личности дошкольников (Л.И.Башлакова, В.Н.Белкина, А.Г.Исмагилова, ЯЛ.Коломинский, Т.И.Комиссаренко, Т.А.Репина, Е.В.Субботский и др.), дан анализ педагогического общения с дошкольниками как средства гуманизации образовательной работы и профилактики эмоционального неблагополучия ребенка (Р.С.Буре, Н.Д.Ватутина, В.РЛисина, ТА.Степанова, М.Ю.Стожарова и др.), выявлены условия формирования у воспитателей позиции принятия активной роли ребенка (Н.В.Кокорева).

Сущность личностно-ориентированного взаимодействия в системе воспитания заключается в признании уникальности субъектного опыта ребенка и самоценности каждого периода его развития. В основе пост роения педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях на гуманистической основе лежит субъект-субъектное взаимодействие воспитателя и ребенка. В настоящее время наблюдается недостаточная теоретическая и методическая подготовка специалистов ДОУ в вопросах личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

Проведение занятий по развитию речи детей в ясельной группе детского сада выдвигают педагогу ряд требований и условий результативности работы, среди которых личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми является базисным компонентом и тем фундаментом, на которой в настоящее время опирается вся педагогическая деятельность в целом.

С учетом отмеченных обстоятельств темой данной исследовательской работы стало изучение личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми раннего возраста на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ.

Цель работы: исследовать фактор личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, как необходимое условие результативности педагогической работы по развитию речи в ясельной группе детского сада

Объект исследования: воспитанники ясельной группы детского сада.

Предмет исследования: личностно-ориентированное взаимодействие в системе «воспитатель-ребёнок» на занятиях по развитию речи раннего возраста в условиях ДОУ.

Теоретический анализ литературы по данному вопросу позволил сформулировать гипотезу: личностно-ориентированный подход во взаимодействии педагога с детьми на занятиях по развитию речи в ясельной группе детского сада предполагает осознанную ориентацию педагога на личность ребенка, что является условием положительной динамики в развитии познавательной активности данного контингента детей.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с основными подходами к вопросу личностно-ориентированного взаимодействия на разных этапах развития педагогической науки.

2. Дать характеристику раннего возраста, как наиболее важного периода в развитии речи детей.

3. Обозначить основные условия развития речи детей раннего возраста в рамках личностно-ориентированного подхода.

4. Ознакомиться с организацией и содержанием работы по развитию речи детей ясельной группы детского сада в рамках личностно-ориентированного подхода.

5. Изучить основные методы, приёмы и формы работы по развитию речи данного контингента детей.

Прочее о педагогике:

Психологические особенности подросткового возраста
Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12-14 до 15-17 лет). Важнейший факт физического развития в подростковом возрасте - половое созревание, начала функционирования половых желез. Полово ...

Место самостоятельной работы при обучении иностранному языку как коммуникативному процессу
Из психологии известно, что знания, полученные самостоятельно, путем преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя. Ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нем все сво ...

Планы конспектов уроков по технике аппликации
Урок 1. Раздел: Работа с бумагой. Тема: Выпуклая аппликация из бумажных полос Класс: 3 Цели: 1. Познакомить учащихся с историей ножниц; 2. Повторить способы аппликации; 3. научить делать выпуклую аппликацию из бумажных полос; 4. воспитывать аккуратность и терпение; 5. прививать навыки культуры труд ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru