Образование сегодня » Актуальные стратегии и модели образования в России

Актуальные стратегии и модели образования в России

Экономические и социальные потрясения, вызванные перестройкой и распадом СССР, несколько лет кризисного упадка во всех сферах жизни, и в результате нынешнее состояние школьного образования в Российской Федерации вызывает тревогу. Даже если оставить пока в стороне бедственное материальное и финансовое положение школы и учителей, проблемы, связанные с детской безнадзорностью, наркоманией и здоровьем детей – вообще проблемы, для решения которых необходимы серьезные финансовые вливания со стороны государства в систему образования и значительные структурные перестройки в финансово-экономической модели российской школы. Перечислю некоторые из наиболее тревожных моментов.

Во-первых, указанные выше причины привели к тому, что школа и система образования в целом утратили ту стабильность, без которой образование вообще не может существовать и развиваться. Систему образования все время лихорадит. Министры постоянно меняются, и с каждым новым министром корректируется политика Мин. образования.

Во-вторых, образование стало ареной политических и коммерческих «разборок», а допускать это нельзя ни в коем случае. Нет и не может быть таких политических или коммерческих выгод, которые могли бы оправдать игры с судьбами детей.

В-третьих, в России утеряны даже те немногочисленные формы организации и консолидации педагогической общественности, которые существовали ранее. Вопросы образования практически исчезли из телепрограмм. Кроме «Учительской газеты», газеты «Первое сентября» и нескольких профессиональных объединений, не имеющих реального влияния, назвать нечего. Что касается объединений родителей, играющих весьма важную роль в развитии образования во многих странах Европы, то в нашей стране их как не было, так и нет.

В-четвертых, хотя образование было объявлено приоритетной ценностью для России уже в знаменитом Указе №21 Президента Российской Федерации (и эта формулировка вошла в Закон РФ «Об образовании»), в действительности государство, исполнительная и законодательная власть не занимаются всерьез ни судьбой образования, ни детской и молодежной политикой. Постоянно говоря о будущих судьбах страны и общества, государство забывает, что будущее страны – это ее дети. Если сейчас не позаботиться об их здоровье, образованности, культурности, о воспитании их в духе активности, человечности, приобщенности к национальным и общемировым ценностям, то через 15-20 лет нас ждет деградация сельского хозяйства, науки, культуры, да и самого образования.

Но состояние Российского образования не так трагично, как кажется. Вслед за периодом спада всегда идет период, пусть медленного, но подъема, что мы и можем наблюдать сейчас. В нашем образовании имеются социокультурные программы для детей групп риска, авторские школы, личностно ориентированная концепция воспитания, вариативность программ и учебников и официальное признание инновационных психолого-дидактических систем.

Ведется обучение по прогрессивным системам: система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова. Активно внедряется в школьную практику программа «Школа 2100».

Все три эти модели созданы в рамках вышеуказанного подхода. Системы, возможно, позволят предотвратить «выдавливание» России на задворки мировой политики и экономики, что неизбежно без постоянного совершенствования содержания образования и постоянного отслеживания того, как эта задача реализуется.

Прочее о педагогике:

Учебные задания по английскому языку с ориентацией на самостоятельную работу учащихся
Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам в средней школе — ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу обучаемых. Создание и использование на уроке и во внеурочной работе учебных материалов со специальной ориентацией на самостоятельную ра ...

Принципы и закономерности процесса обучения и их реализация в деятельности учителя
Общие образовательные закономерности: а) направленность образования на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности; б) деятельностный характер обучения и воспитания; в) единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной деятельности; г) проявление уважения и требоват ...

Традиционная культура
Развитие культуры Российской Федерации основывается на фундаментальном значении отечественной культуры в жизни государства и общественного сознания как целостной системы ценностей, формирующей идентичность нации, единство Российского государства, влияющей на все сферы государственного и гражданског ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru