Образование сегодня » Социально-экологическое образование школьников » Методы экологического образования школьников в курсе глобальной географии

Методы экологического образования школьников в курсе глобальной географии

Страница 1

Экологические проблемы, по территориальному масштабу своего проявления, можно разделить на три группы: глобальные, региональные и локальные (местные). В курсе Глобальной географии экологические проблемы рассматриваются на планетарном уровне, как проблемы актуальные для всего мира.

Как средства экологического образования важны различные изображения и отображения. Они, прежде всего, способствуют наглядности изложения экологического материала. Также благодаря ним во многом создаётся графический образ мира. Необходимость высокого качества и четкости таких представлений продиктована, прежде всего, огромной неоднородностью природных условий. Исходя из этого, представления о природе и проблемах её сохранения – важное условие сохранения культурной и территориальной целостности мира .

В качестве таковых средств могут выступать различные фотографии. Это могут быть фотографии из учебников, а также из иных источников: научно-популярной литературы, периодических изданий, коллекций на компакт-дисках, интернета, собственных коллекций учителя. Особенно интересно использование фотографий при изучении природных зон и районов России. Здесь вводя понятие естественных и антропогенных ландшафтов, необходимо проиллюстрировать их различия. Кроме того, эффективен способ противопоставления фотографий. С помощью его можно красноречиво показать результаты, вредящей природе деятельности человека, показывая фотографии до и после такой деятельности. В основу данного приёма положен метод экологической лабилизации .

Показ кино- и видеофильмов позволяет создать ещё большую наглядность изложения. Кроме того, эти средства в отличие от статичной фотографии способны передавать динамизм процессов. Целесообразен показ фильмов посвященных экологическим проблемам конкретных территорий: загрязнение Байкала, опустынивание Калмыкии и т.д. Но кроме этого возможен показ фильмов рассказывающих об уязвимых местах природных ландшафтов: невосполнимое сведение лесов вдоль северной границы лесотундры, опустынивании сухих степей и полупустынь Прикаспия и т.д. Последнее направление использования данного средства может быть даже предпочтительнее, поскольку экологическое образование не должно быть переполнено негативной информацией. Ученики должны познать не только проблемы природы, но и её естественную сущность, красоту и привлекательность.

В настоящее время существует дефицит учебных фильмов экологического содержания. Он связан как с прекращением их выпуска вообще, так и с относительной молодостью процессов экологизации преподавания географии в школе. В таких условиях некоторые учителя использовали записи телевизионных передач географического содержания. Это явилось вынужденной мерой, к тому же подобные видеозаписи часто не лишены дидактических недостатков. Но всё же ознакомление учеников с информацией СМИ необходимо. При изучении экологических вопросов это столь же важно, как и при изучении экономической географии.

Кроме изображений реальных объектов применимы и условные изображения объектов и явлений. Специфика экологического образования в курсе географии заключается в возможности (и необходимости) использования карт. С их помощью ученики могут проанализировать географические закономерности распространения экологических проблем.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Технология разработки нестандартизированного критериально-ориентированного теста для контроля письменной речи
Разработка тестов – сложный и длительный процесс, который невозможен без знания технологии тестирования. Приступая к изучению такого понятия, как «технология тестирования», представленного в работе ее создателя, исследователя И.Ф. Сергеевой следует обратиться к рассмотрению таких понятий как «техно ...

Средства воспитания координационных способностей
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности. Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физ ...

Взаимоотношения преподавателей и студентов. Проблема университетской дисциплины
В начальный период университет напоминал «сообщество» состоящее из магистра и его учеников. Поэтому взаимоотношения студентов и преподавателей играли существенную роль в жизни университета. Для начала надо сказать о том, что после прибытия в университет студент должен был представиться университетс ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru