Педагогический аспект реабилитации включает восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенных функций в процессе образования методами обучения, воспитания, развития.
Образование предусматривает обеспечение готовности к самоопределению и самореализации в основных сферах жизнедеятельности. В процессе образования развиваются способности к самореализации в социуме, к формированию среды общения, осуществляется подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, происходит обучение досугу, обеспечивается формирование способности к саморегуляции своего физического и психического развития.
Коррекционное обучение предполагает усвоение социального опыта специальными методами, учитывающими недостатки психического и физического развития ребенка. Коррекционное развитие предполагает преодоление недостатков умственного и физического развития, совершенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сферы и развитие нейродинамических механизмов компенсации дефекта. Компенсация дефекта в учебных условиях реализуется с помощью специальных методов, пособий, дидактического материала, специальных приборов.
Под специальным образованием понимают обучение детей со специальными нуждами. Оно направлено на развитие индивидуальных возможностей ребенка для достижения максимальной адаптации и социальной реабилитации. Система специального образования включает сеть специальных (коррекционных) учебно-воспитательных и реабилитационно-образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных и профессиональных). Эти учреждения являются многофункциональными и включают диагностические, обучающие, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, а также творческие мастерские, направленные на развитие способностей детей с отклонениями в развитии в области ремесел, искусства, музыки, любви к природе, возможности развития личности, умения понимать окружающий мир и найти в нем место для себя.
Кроме того, ребенок-инвалид может обучаться и в массовой школе – интегрировано. Трудной задачей является определение возможности обучения в массовой школе, а также определение сроков начала интегрированного обучения. По возможности интегрированного обучения детей с проблемами в развитии можно разделить на 3 группы:
1. С легкой степенью нарушений в обучении (в том числе дети с задержкой психического развития)
2. С умеренными нарушениями в обучении (дети с умеренными нарушениями зрения, слуха, речи, физическими отклонениями) – их рекомендуется интегрировать после начальной школы
3. С тяжелыми нарушениями в обучении (умственно отсталые дети, с выраженными нарушениями зрения и слуха) – их обучение рекомендуется осуществлять в специальном учебном заведении, либо на дому.
В плане профессиональной реабилитации основной акцент в ИПР делается на профориентацию – формирование профессиональных планов. В процессе профессионального подбора для подростка-инвалида в отличие от взрослого формируются рекомендации не для продолжения трудовой деятельности и переобучения, а для получения первичной профессиональной подготовки.
При определении условий труда подростков в ИПР необходимо исходить из следующего:
– условия труда должны соответствовать требованиям, обусловленным инвалидизирующим заболеванием
– психические и физические нагрузки должны способствовать развитию компенсаторных механизмов и не отражаться отрицательно на здоровье подростка-инвалида
– труд детей-инвалидов должен быть организован с учетом возможности введения дополнительных перерывов, скользящих графиков работы, неполного рабочего дня или недели
Особое внимание следует уделить психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени должен быть смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому ИПР должна быть направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Прочее о педагогике:
Педагогический анализ коллективно-творческой работы по теме «Без друзей
меня чуть-чуть»
Целями коллективно-творческой работы по теме «Без друзей меня чуть-чуть». - выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; - способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха; - содейст ...
Сущность понятия качества образования
В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социаль ...
Интерполяция
данных
Прибегать к интерполяции школьникам приходится редко, поскольку справочные значения, как правило, задаются в условии, но уметь это делать тем не менее надо. Используем интерполяционную формулу Лагранжа. Она достаточно громоздка для вычислений вручную, но с помощью компьютерных средств обработки инф ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.