Образование сегодня » Уровень экспрессивной речи и особенности трудовых навыков умственно отсталых младших школьников » Особенности трудовых навыков умственно отсталых младших школьников

Особенности трудовых навыков умственно отсталых младших школьников

Страница 1

Трудовое обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью является главным звеном в общей системе учебной и коррекционно - воспитательной работы. Это связано с огромным значением трудовой подготовки в социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта. Способность самостоятельно трудится в условиях производства, быть членом трудового коллектива - это одно из определяющих условий успешной социальной адаптации людей с нарушением интеллекта.

Трудовое обучение ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на производственных предприятиях. В связи с этим главными задачами трудового обучения являются:

формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определенной трудовой специальностью;

коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно - трудовой деятельности;

формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности.

Сложность трудового обучения связана с отсутствием у ребят общетрудовых умений и навыков, таких, как ориентировка в задании, планирование работы, контроль и оценка собственной деятельности, а так же с неумением выполнять трудовое задание при изменении условий работы. Это снижает самостоятельность умственно отсталых младших школьников. Учащиеся с нарушением интеллекта часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления, не могут определить последовательность действий, выбрать наиболее эффективные способы выполнения задания. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними. Они испытывают большие трудности при выполнении задания, не умеют определить, какие им потребуются инструменты. Самостоятельно, без специального обучения, дети с интеллектуальной недостаточностью не могут руководствоваться наглядными инструкциями: образцами, чертежами, рисунками, технологическими картами.

Практически у всех детей с нарушением интеллекта в той или иной степени нарушена координация движений рук, что оказывает негативное влияние на выполнение практических действий, а так же на контроль и регуляцию при формировании двигательных трудовых навыков. Двигательные трудовые навыки автоматизируются у таких ребят медленно, затрудняются их использование в новых условиях. И чем больше изменено задания, тем сложнее умственно отсталым младшим школьникам использовать сформированный навык. Это указывает на недостаточное развитие интеллектуальных компонентов трудовой деятельности и нарушения двигательной сферы.

В процессе трудового обучения коррекция дефектов умственного и физического развития младших школьников состоит в формировании у них интеллектуальных трудовых умений, в развитии точности, ловкости, координированности тонких движений рук. Для этого ребенка обучают умениям ориентироваться в здании, предварительно планировать ход работы, отчитываться о проделанной работе, контролировать свою деятельность. Значительное место в процессе трудового обучения таких детей должно отводиться развитию образного мышления, воображения, элементарных творческих способностей для формирования у них умения приспосабливаться к изменяющимся трудовым условиям и в то же время вносить в стандартную ситуацию элементы вариантности, проявлять творческую активность в труде.

В процессе трудового обучения решается также задача развития положительных качеств личности: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, чувство коллективизма и т.д. сами условия обучения способствуют развитию положительных личностных качеств. Труд в учебных мастерских, а затем и на производственной практике постепенно становится средством удовлетворения потребностей школьников с интеллектуальными проблемами. Однако эффективное личностное развитие возможно только в том случае, когда трудовой процесс специально организован для решения учебно-воспитательных и педагогических задач.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Участие магистров в общественно – политической жизни
Процесс укрепления университетов был частью эволюции, превращавшей большие университеты в политическую силу конца Средних веков. Они играли активную роль, выходя иной раз на первый план в борьбе между государствами; становились театром, на сцене которого разыгрывались жесточайшие кризисы, поскольку ...

Особенности развития личности в подростковом возрасте
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от д ...

Типичные проблемы детей из неполных семей
Рассматривая виды неполных семей, их особенности, можно выделить несколько типичных проблем детей из неполных семей. Выявление этих проблем помогает осознать необходимость психолого-педагогической поддержки детей из неполных семей. Рассмотрим эти проблемы: Материальная проблема – одна из типичных п ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru