Формирование практических умений способствует моральному становлению личности, служит фундаментом ее нравственного развития. Трудовое обучение и воспитание умственно отсталых детей должны формировать потребность трудиться, развивать чувства ответственности за выполняемую работу и положительного отношения к труду.
У многих учащихся с интеллектуальной недостаточностью постепенно формируется положительное отношение к рудовому обучению. Однако оно недостаточно осознанное, пассивное и малоустойчивое.
Известный психолог А.А. Корниенко выделяет четыре группы детей с умственной отсталостью в зависимости от отношения к трудовому обучению.
В первую группу вошли дети с индефферентным отношением к труду. Мотивы их отличаются неопределенностью. При безразличном отношении к трудовой деятельности они постоянно нуждаются в ее стимуляции и активизации.
Вторая группа - это дети с непосредственным отношением к труду. Они не осознают социальной значимости трудовой деятельности. Мотивы этих детей связаны, прежде всего, с интересом к конкретным заданиям или отдельным процессам.
У третьей группы детей отношение к труду характеризуется наличием элементов опосредованности. У них наблюдается постоянство в выборе предпочитаемых видов труда, частичное проявление социальной мотивации.
В четвертую группу вошли дети, у которых социальные мотивы трудовой деятельности выражены достаточно четко. Они относятся к трудовому обучению осознанно, как и профессиональной подготовке.
В процессе трудового обучения у большинства умственно отсталых младших школьников формируются устойчивые социальные мотивы трудовой деятельности. Однако у некоторых учеников отрицательное отношение к труду не удается изменить. Они не готовы к самостоятельной трудовой деятельности и плохо адаптируются в трудовых коллективах. В связи с этим перед педагогами стоит задача сформировать у таких детей такое отношение к труду, которое не зависело бы ни от его характера, ни от личностных особенностей подростка. Ребенок должен осознавать, что труд является неотъемлемой частью жизни.
Таким образом, трудовое обучение, как и другие дисциплины, решает задачи всестороннего развития личности учащихся с нарушением интеллекта. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие детей. Однако основная задача трудового обучения - дать детям с интеллектуальной недостаточностью профессиональное образование, т.е. вооружить их достаточными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.
Исходя из вышесказанного, трудовое обучение в младших классах необходимо рассматривать как пропедевтический период подготовки умственно отсталых учащихся к овладению навыками профессионального труда. Умственно отсталые дети на уроках трудового обучения должны освоить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений, который необходим им для дальнейшей социальной и трудовой адаптации.
Прочее о педагогике:
Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите л ...
Различные классификации математических моделей
К классификации математических моделей можно подходить с разных позиций, положив в основу классификации различные принципы. Можно классифицировать модели но отраслям наук (математические модели по физике, биологии, социологии и т.д.) и по применяемому математическому аппарату (модели, основанные на ...
Определение эффективности применения дидактических игр при формировании
лексических навыков
После проведения серии уроков формирующего эксперимента, мы перешли к стадии контрольного эксперимента, целью которого было определение эффективности проделанной работы: влияние применения игровых заданий на мотивационную сферу, и, как следствие, на уровень усвоения лексики. Для получения результат ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.