Образование сегодня » Организация самостоятельной работы средних классах общеобразовательной школы » О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам

О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам

Страница 1

Образование должно обеспечить не только полноценное личностное, социальное, культурное развитие ребенка (и вообще человека), но и готовность к дальнейшему развитию или к самообразованию. Последний компонент содержания образования особенно важен для динамично развивающегося современного общества, в котором каждый должен уметь самостоятельно оценивать себя, самостоятельно принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить средства ее реализации. Поэтому процесс обучения перестраивается в настоящее время так, чтобы обеспечить возможность и готовность осуществлять непрерывное образование.

Как известно, цель обучения иностранным языкам (ИЯ) в средней школе — формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя лингвистическую, тематическую (экстралингвистическую и страноведческую информацию), социокультурную, компенсаторную, учебную (умение учиться). Учащийся должен овладеть такими навыками и умениями, которые позволили бы наиболее успешное специализированное доучивание, дали возможность осуществлять самообучение ИЯ в нескольких направлениях: поддержание и совершенствование достигнутого уровня коммуникативной компетенции; изучение нового ИЯ.

Самообучение — это самостоятельная учебная деятельность (УД). Она возникает и направляется учебно-познавательной мотивацией. Овладение ИЯ в основном мотивируется внешними факторами. Но эффективность самообучения зависит от сформированности внутренней мотивации, которая подразделяется Г. В. Роговой на коммуникативную, лингвопознавательную и инструментальную. Активизация внутренней мотивации должна осуществляться посредством одновременного формирования всех трех ее разновидностей в их единстве и взаимосвязи. Важно также формировать у школьников умение самомотивировать свою деятельность (заинтересоваться, убедить себя в необходимости осуществлять ее, увидеть важность деятельности и ее результатов для себя лично).

Осуществление самостоятельной учебной деятельности предполагает умение выполнять упражнения разного типа; при этом упражнения должны носить проблемный характер, что послужит активизации познавательной деятельности учащегося, вызовет интерес и желание выполнить предложенное задание.

В зависимости от типа упражнения его выполнение требует от школьника владения определенными действиями.

Действия, предпринимаемые для решения репродуктивных, условно-речевых задач, побуждаются мотивами учения, которые не обязательно ценностно значимы для ученика. При выполнении этих действий школьник совершенствует технику выполнения операций. Диапазон видения им учебной ситуации ограничен. Каждый раз ребенок фиксирует свое внимание на отдельных деталях выполнения необходимой операции, не воспринимая способа действия в целом, тем более самостоятельно не планируя своих действий и не управляя всем процессом выполнения задания в целом.

Действия, предпринимаемые для решения речевых, продуктивных задач, всегда соотносятся учащимся с целью последующего действия и познавательной задачей деятельности в целом. Поэтому содержание каждого предпринимаемого действия актуально осознается учеником и приобретает личностный смысл. Выполняя эти действия, школьник соотносит планируемый результат (во внешнем плане) с планируемым действием. Реально получаемый в процессе учения результат выступает в виде нового знания, нового способа действия.

Кроме того, чтобы осуществлять самообучение следует научиться регулировать свою познавательную деятельность, т. е. определять цель, осуществлять выбор условий соответственно очередной задаче, подбирать способы преобразования исходной ситуации, оценивать полученные результаты и корректировать свою деятельность, если в том есть необходимость .

Способность ученика регулировать производимое им действие указывает на наличие самоконтроля, который должен осуществляться не только по окончании, но и в процессе деятельности для предотвращения ошибки. Существуют две формы самоконтроля: внешняя (осознаваемая) и внутренняя (автоматическая). В условиях школы полное формирование внутреннего самоконтроля затруднительно, возможно формирование только его элементов. При обучении ИЯ учителю следует формировать самоконтроль не только речевой, но и учебной деятельностью по овладению ИЯ в целом, что позволит ученику регулировать свою учебную деятельность самостоятельно. Чтобы научиться осуществлять самоконтроль, школьникам следует осознать контроль учителя и взаимоконтроль как объективные явления педагогического процесса. М. Е. Брейгина предлагает такие этапы формирования самоконтроля:

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Содержание экспериментальной работы по развитию творческих способностей младших школьников средствами математики
Развитие творческого подхода к делу, активности, самостоятельности, инициативности – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития творческих способностей младших школьников, развитие их поз ...

Программа «Школа 2100»
Единственной разумной потенциальной целью образования, по мнению создателей программы, является «выращивание» человека, способного занять самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям. Иными словами, обучение школьника – это в значительной мере выращивание у него способности и потребности ...

Экспериментальная работа по внедрению системы социально-педагогической поддержки младших школьников, обучающихся на дому
На базе МОУ Покровской средней общеобразовательной школой №2 с 1999 года существует класс домашнего обучения для детей-инвалидов и детей с ослабленным здоровьем. Уровень готовности ребенка к обучению проверяется при поступлении ребенка в первый класс. В этой работе участвуют психолог, социальный пе ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru