Образование сегодня » Организация самостоятельной работы средних классах общеобразовательной школы » О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам

О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам

Страница 2

1) научиться понимать и принимать контроль учителя;

2) научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей;

3) научиться осуществлять самонаблюдение своей учебной деятельности, анализ, корректировку и оценку.

При формировании самоконтроля учителю важно руководствоваться принципом посильности и доступности. Вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов языка (грамматики, лексики или фонетики), затем задача усложняется включением в контроль двух аспектов и в конечном результате контроль учащегося направляется не только на языковое оформление, но и на содержание продукта речевой деятельности.

Неотделима от контроля оценка и самооценка. Путь формирования их тот же, что и при самоконтроле: оценка (содержательная) учителя — взаимооценка — самооценка. Назовем последовательность необходимых действий.

1. Учитель знакомит учеников с критериями оценки.

2. Выставляя оценку, он объясняет ее, исходя из критериев.

3. Выставляя оценку, учитель просит учащегося объяснить ее.

4. Ученики оценивают друг друга, опираясь на указанные учителем критерии.

5. Школьники сами оценивают свою деятельность.

Итак, самостоятельная деятельность предполагает довольно высокую мотивацию, особенно внутреннюю, умения самостоятельно выполнять все типы упражнений, особенно творческие, продуктивные; умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

Готовность к осуществлению самостоятельной учебной деятельности характеризуется рядом взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов:

- психологический компонент (мотивация, отношение к данной деятельности, интеллектуальные возможности и способности, волевой потенциал, саморегуляция);

- коммуникативный компонент (коммуникативная компетенция);

- методологический компонент (овладение способами и приемами самостоятельной деятельности/основной речевой деятельности, умение ориентироваться в этой деятельности, знание особенностей ее осуществления).

В зависимости от сформированности каждого компонента готовности выделяют три степени готовности:

1) готовность к копирующей деятельности (преобладание внешней мотивации, низкий уровень саморегуляции, форма усвоения действий — подражание, осмысленное копирование действий учителя, выполнение упражнений под его руководством);

2) готовность к воспроизводящей деятельности (преобладание внешней мотивации, средний уровень саморегуляции, самостоятельное воспроизведение учеником приема, усвоенного совместно с учителем, использование усвоенного приема в аналогичных условиях деятельности);

3) готовность к собственно самостоятельной деятельности (преобладание внутренней мотивации, высокий уровень саморегуляции, самостоятельное выполнение как условно-речевых, так речевых упражнений, применение усвоенного приема в новых, не аналогичных условиях деятельности).

Учитель должен определить степень готовности каждого учащегося. Осуществить это можно с помощью разнообразных психологических тестов, анкет, бесед, наблюдения, изучения продуктов деятельности школьников, успеваемости в целом.

Все полученные данные целесообразно систематизировать в таблице:

Успешное формирование готовности к самообучению предполагает:

1) специальную организацию учебного процесса;

2) организацию самостоятельной работы как самостоятельной познавательной деятельности.

Страницы: 1 2 

Прочее о педагогике:

Элементы школьного образования
Экологические знания рассматривают общество и природу в их взаимодействии. Общественные науки раскрывают цели, которые преследует человек, используя природу, дают характеристику ценностей, на которые человек опирается или должен опираться в своей деятельности. Естественные науки показывают, какие з ...

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей к себе самим. Как указывают А.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С. ...

Методика формирования временных представлений и понятий
Время - происходит от древнерусского "веремя" (вращение) и выражает последовательное существование сменяющих друг друга процессов и явлений. Е.Щербакова изучала формирование у дошкольников временных представлений и понятий, таких как сутки, неделя, год и некоторых свойств времени - одноме ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru