Образование сегодня » Организация самостоятельной работы средних классах общеобразовательной школы » Специальная организация учебного процесса

Специальная организация учебного процесса

Правильная организация УД реализуется с учетом потребностей самих учащихся в овладении духовными богатствами людей с постановкой перед ними учебной задачи, решение которой требует экспериментирования с материалом, который ученики усваивают. Задача учителя — помочь школьникам стать субъектами УД, т. е. самому определять цели, выбирать средства, корректировать, оценивать, нести ответственность за свои действия и результат. В этом учителю поможет опора на личностно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом в центре обучения — учащийся как субъект деятельности. Из этого следует, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться с позиции самого школьника, на основе учета его интересов, потребностей, индивидуальных особенностей.

В основе учебного процесса должна быть совместная учебная (продуктивная) деятельность, в процессе которой происходит постепенное наращивание функций учащихся во всех звеньях деятельности, обеспечивая ученику более активную позицию в учении.

Как показывает опыт, благодаря специальной организации коллективной учебной деятельности в группе из трех и более человек учащиеся получают возможность многократно включать новый языковой материал в свои высказывания, трансформировать и комбинировать его с ранее усвоенным в разнообразных ситуациях общения. В ходе активного сотрудничества с членами группы при их помощи и поддержке, а также при целенаправленном управлении со стороны учителя увеличиваются скорость и интенсивность приобретения иноязычного речевого опыта, уверенное и безошибочное выполнение речевых действий.

Интересен опыт Е. А. Иващик по организации совместной учебной деятельности при выполнении домашних заданий. Автор предлагает такую методику совместного выполнения домашних заданий:

1) домашняя совместная учебная работа организуется как сотрудничество

учеников и учителя, направленное на выполнение домашнего задания; учитель — участник, а не руководитель;

2) совместная деятельность школьников под руководством ученика-ведущего (это учащийся с высоким уровнем обученности, проявляющий интерес к предмету, готовность помочь одноклассникам);

3) собственно групповая работа без назначения официального руководителя; планирование совместной учебной деятельности осуществляют сами ребята.

Предлагается такая структура занятия:

1) вводная часть: определение цели совместной учебной деятельности, инструктаж о последовательности решения задачи, включающий краткий перечень заданий;

2) совместная учебная деятельность;

3) заключительная часть: коллективное обсуждение итогов выполнения задания.

Обычное задание из УМК Прочитайте текст и выполните последующие задания Е. А. Иващик заменяет таким вариантом: Прочитайте текст, составьте все вместе на его основе устный журнал и прокомментируйте его страницы. Сравните на уроке ваш устный журнал по содержанию с результатом работы другой группы.

Учащимся предлагаются такие задания:

1) индивидуальная работа по поиску в словаре слов (дается список слов из текста; работу можно ограничить во времени);

2) парная работа по чтению текста с целью понимания его содержания;

3) фронтальная работа по составлению заголовков к абзацам текста;

4) парная работа по составлению содержания одной из страниц устного журнала (один пункт плана). (Делаются рабочие записи.);

5) коллективная работа по составлению окончательного варианта журнала в процессе устного комментирования парами учеников его страниц.

Кроме того, можно использовать проектное обучение, которое также предполагает совместную учебную деятельность, самостоятельный перенос знаний и умений в новые ситуации. Проект как особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности — самостоятельно планируемая и реализуемая школьная работа, в которой речевое общение интегрируется в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности.

Прочее о педагогике:

Развитие и виды воображения
Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предме ...

Характеристика игрушки и взгляды педагогов на игру
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Януш Корчак писал: «Игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». К. Д. Ушинский утверждал, что для ребёнка игра - это «действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. И ...

Телекоммуникационная система сопровождения образования как педагогическая проблема
Компьютерные телекоммуникации считаются сейчас не только самым новым, но и самым перспективным видом телекоммуникаций. В России учебные компьютерные сети еще не развиты, и в настоящий момент российское образование делает первые шаги к учебному использованию компьютерной электронной почты – как сред ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru