Правильная организация УД реализуется с учетом потребностей самих учащихся в овладении духовными богатствами людей с постановкой перед ними учебной задачи, решение которой требует экспериментирования с материалом, который ученики усваивают. Задача учителя — помочь школьникам стать субъектами УД, т. е. самому определять цели, выбирать средства, корректировать, оценивать, нести ответственность за свои действия и результат. В этом учителю поможет опора на личностно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом в центре обучения — учащийся как субъект деятельности. Из этого следует, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться с позиции самого школьника, на основе учета его интересов, потребностей, индивидуальных особенностей.
В основе учебного процесса должна быть совместная учебная (продуктивная) деятельность, в процессе которой происходит постепенное наращивание функций учащихся во всех звеньях деятельности, обеспечивая ученику более активную позицию в учении.
Как показывает опыт, благодаря специальной организации коллективной учебной деятельности в группе из трех и более человек учащиеся получают возможность многократно включать новый языковой материал в свои высказывания, трансформировать и комбинировать его с ранее усвоенным в разнообразных ситуациях общения. В ходе активного сотрудничества с членами группы при их помощи и поддержке, а также при целенаправленном управлении со стороны учителя увеличиваются скорость и интенсивность приобретения иноязычного речевого опыта, уверенное и безошибочное выполнение речевых действий.
Интересен опыт Е. А. Иващик по организации совместной учебной деятельности при выполнении домашних заданий. Автор предлагает такую методику совместного выполнения домашних заданий:
1) домашняя совместная учебная работа организуется как сотрудничество
учеников и учителя, направленное на выполнение домашнего задания; учитель — участник, а не руководитель;
2) совместная деятельность школьников под руководством ученика-ведущего (это учащийся с высоким уровнем обученности, проявляющий интерес к предмету, готовность помочь одноклассникам);
3) собственно групповая работа без назначения официального руководителя; планирование совместной учебной деятельности осуществляют сами ребята.
Предлагается такая структура занятия:
1) вводная часть: определение цели совместной учебной деятельности, инструктаж о последовательности решения задачи, включающий краткий перечень заданий;
2) совместная учебная деятельность;
3) заключительная часть: коллективное обсуждение итогов выполнения задания.
Обычное задание из УМК Прочитайте текст и выполните последующие задания Е. А. Иващик заменяет таким вариантом: Прочитайте текст, составьте все вместе на его основе устный журнал и прокомментируйте его страницы. Сравните на уроке ваш устный журнал по содержанию с результатом работы другой группы.
Учащимся предлагаются такие задания:
1) индивидуальная работа по поиску в словаре слов (дается список слов из текста; работу можно ограничить во времени);
2) парная работа по чтению текста с целью понимания его содержания;
3) фронтальная работа по составлению заголовков к абзацам текста;
4) парная работа по составлению содержания одной из страниц устного журнала (один пункт плана). (Делаются рабочие записи.);
5) коллективная работа по составлению окончательного варианта журнала в процессе устного комментирования парами учеников его страниц.
Кроме того, можно использовать проектное обучение, которое также предполагает совместную учебную деятельность, самостоятельный перенос знаний и умений в новые ситуации. Проект как особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности — самостоятельно планируемая и реализуемая школьная работа, в которой речевое общение интегрируется в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности.
Прочее о педагогике:
Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений
На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации. Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы ...
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя – их основой является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваем ...
Организация исследования по формированию педагогической культуры как основы
профессиональной деятельности
Целью нашего исследования является установление уровня педагогических способностей студентов ВУЗа. Исходя из цели исследования были назначены следующие задачи: 1. Установить начальный уровень способности студентов к профессиональной деятельности. 2. Раскрыть связь способностей личности с уровнем пр ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.