Новых Л.Л. самостоятельно разработан ряд практических заданий, подобран материал лекционного курса, проведена работа по формированию и воспитанию экологической культуры учащихся, проявившаяся как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности в форме экологических экскурсий, троп, субботников, сформированных на основных принципах экологического образования школьников, что позволило наглядно проиллюстрировать и доказать взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.
Современные подходы к пониманию целей и ценностей образования на основе компетентностного подхода изменяют сами представления о желаемом образовательном результате, в качестве которого выступает не совокупность знаний, умений и навыков самих учащихся, а овладение ими ключевыми компетентностями, определенными концепцией модернизации российского образования на период до 2010г. В связи с этим возникла объективная необходимость поиска таких форм, которые способствуют повышению самостоятельности в обучении и воспитании, ответственности обучающегося за результаты его обучения, развитие инициативности и творческих способностей. Исследовательская деятельность стала приобретать широкое распространение. Поэтому, на мой взгляд, существует необходимость разработки плана практических занятий в курсе Глобальной географии направленного на исследование проблем современности, не только экологического, но и экономического и социального характера в связи с их взаимообусловленностью.
Экологическое образование в рамках курса Глобальной географии имеет особую важность, поскольку связано с изучением экосистем, наиболее доступных учащимся, то есть с природой родной страны. Поэтому оно должно иметь практическую направленность: формировать стратегии и технологии экологически целесообразного поведения, собственное отношение к проблемам окружающей среды. Необходимой базой для этого является комплекс экологических знаний. Глобальная география позволяет передать ученикам такие знания, поскольку с изучением практически каждой темы связана целая совокупность вопросов экологического содержания. Таким образом, данный курс географии имеет значительный потенциал для экологизации педагогического процесса. К тому же в условиях существенного антропогенного преобразования ландшафтов, только сочетая географию и экологию можно описать реальное состояние природной среды, объяснить причины и закономерности процессов, происходящих в географической оболочке .
Методы, средства и формы, применяемые в экологическом образовании школьников в курсе Глобальной географии, должны быть направлены не только на формирование собственно экологических знаний, но и на формирование субъективного отношения к природе и овладение способами поведения, не вредящего природе.
При всём многообразии возможных целей экологического образования, только цели, лежащие в рамках экоцентрического подхода, предполагают формирование экологической личности. Только распространение данного типа личности может обеспечить бесконфликтное сосуществование общества и природы. А значит в основе экологического образования, в том числе в курсе Глобальной географии, должны лежать экоцентрические цели.
Прочее о педагогике:
Проблемы адаптивного тестирования и адаптации тестов к национальным и личностным особенностям тестируемых
При формирования мирового образования (образование перестает быть внутренним делом отдельной страны) необходимо выработать единые стратегии в оценке качества образовательных услуг. Система оценивания знаний и умений, имеющаяся в каждой стране, уже не является статичной, замкнутой в себе самой. О ...
Содержание экспериментальной работы по развитию творческих способностей
младших школьников средствами математики
Развитие творческого подхода к делу, активности, самостоятельности, инициативности – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития творческих способностей младших школьников, развитие их поз ...
Лингвистическая характеристика устной речи
Говорение — это один из видов деятельности, поэтому оно обладает многими признаками деятельности вообще; но говорение есть речевая деятельность, следовательно, у него имеются и какие-то специфические признаки. 1)Мотивированность. Говорение всегда мотивированно. Человек, как правило, говорит потому, ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.