Образование сегодня » Развитие игровой деятельности дошкольников » Методика формирования игры Н.Я. Михайленко

Методика формирования игры Н.Я. Михайленко

Страница 3

Этап становления игры, когда цепочка игровых действий ребенка по своему смыслу уже может быть соотнесена со специфическими действиями определенного человека (ролью), в это соответствие еще неосознанно ребенком, психологи называют ролью в действии. Как правило, большинство детей переходит от «роли в действии» к более сложной ролевой игре только при помощи взрослых (родителей или воспитателей детского сада). Если вовремя не помочь в этом ребенку, то, как показывают наблюдения психологов и педагогов, осознанное принятие роли может не появиться в игре даже после 3 лет.

Две важные предпосылки, необходимые для перехода к сложной ролевой игре, — выделение специфических для определенного взрослого действий и называние себя именем этого взрослого — должны быть сформированы у ребенка еще на третьем году жизни.

Прежде всего, определенные действия (или цепочка действий) должны быть выделены для ребенка как принадлежащие определенному лицу, определенной роли.

Для этого можно поиграть на глазах у ребенка с его игрушками, воспроизведя ряд действий, характерных, например, для врача, шофера, а потом назвать роль («Я — шофер», «Я — доктор»). Наблюдая за вами, ребенок и сам начнет действовать так же, сначала повторяя ваши действия, а затем внося в них свои вариации.

Можно удовлетвориться и тем, что самостоятельной игре ребенка появилась «роль в действии», он достаточно легко использует предметы-заместители и называет свою игровую роль вслед за взрослым.

Формирование у ребенка условных игровых действий в совместной со взрослым игре и элементарного игрового взаимодействия, которое также вводится взрослым в сюжетный контекст, позволит подвести ребенка к концу третьего года жизни к более сложным формам сюжетной игры, в центре которых лежит игровая роль и ролевое взаимодействие со сверстником.

Исследователи-психологи приходят к выводу, что основная причина появления игровой роли — стремление ребенка включиться в заманчивый для него мир взрослых.

В возрасте 3 — 5 лет роль становится центральным компонентом детской игры, но это не значит, что ролевое поведение ребенка в 3 года и в 5 лет одинаково. Оно изменяется по мере интеллектуального развития ребенка, расширения его знаний, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Взрослый, подключаясь к уже начавшейся ролевой игре ребенка и принимая дополнительную роль (которую обычно ребенок приписывает куклам) — пациента, пассажира, покупателя, может через игровые действия, реплики, попутные пояснения существенно расширить представления ребенка об обеих ролях и соответствующем им поведении и, следовательно, увеличить диапазон его возможных игровых действий.

Подключаясь к игре ребенка, взрослый должен иметь в виду смысловое поле, в котором уже действует ребенок (т. е. сюжет игры, игровую роль), и вносить свои предложения и поправки как бы изнутри него.

После самостоятельной игры ребенка полезно обсудить с ним, во что он сегодня играл, кем был. (Ведь когда он играет один, у него нет нужды в названии, обозначении своей роли, тогда и осознание ее может задерживаться).

Анализ плана воспитателя за декабрь месяц 2009 года во второй младшей группе

Дата

Формы работы

Содержание

Методы

Приемы

4.01.

2010 г.

Общение

Развитие наблюдательности.

1. Беседа о погоде.

2. Наблюдение за природными явлениями.

3. Дидактическая игра «Выгляни в окошко».

Рассматривание улицы через окошко. Содействовать развитию разговорной речи. Воспитывать интерес к окружающему миру.

5.01.

2010 г.

Познавательно-практическая деятельность

Развитие органов дыхания.

1. Рассказ о мыльных пузырях.

2. Наблюдение за пузырями.

3. Игра с мыльными пузырями.

Научить детей пускать мыльные пузыри. Развивать органы дыхания. Создать радостное настроение.

6.01.

2010 г.

Элементарная трудовая деятельность

Содействовать развитию трудовых навыков.

1. Рассказать детям о правилах личной гигиены.

2. Художественное слово.

3. Дидактическая игра «Кукла Маша купается».

Рассматривание детской ванночки, мыла, мочалочки, полотенца и т.д. Закреплять названия предметов.

7.01.

2010 г.

Занятие

Ознакомление с трудом повара.

1. Беседа о труде повара.

2. Наблюдение за трудом повара.

3. Дидактическая игра «Испечем пирог».

Рассматривание посуды, некоторых действий повара, закрепление названий кухонной посуды.

8.01.

2010 г.

Общение

Знакомство с трудом врача.

1. Познакомить детей с трудом врача.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Больница».

3. Дидактическая игра «Кукла заболела».

Рассматривание медицинских инструментов, некоторых действий врача. Закрепление названий медицинских предметов.

11.01.

2010 г.

Игра

Развитие игровых действий.

1. Учить детей различать цвета, называть их.

2. Дидактическая игра «Зажги фонарик».

Учить детей называть и различать цвета. Воспитывать внимательность.

12.01.

2010 г.

Познавательно-практическая деятельность

Воспитывать внимание.

1. Рассказать детям о гигиене питания.

2. Дидактическая игра «Что вы съели?»

3. Рассматривание иллюстраций с продуктами питания.

Рассматривание иллюстраций с продуктами питания. Закреплять названия продуктов. Воспитывать внимательность.

13.01.

2010 г.

Элементарная трудовая деятельность

Воспитание трудовых навыков.

1. Беседа о труде.

2. Наблюдение за работой помощника воспитателя.

3. Игровая акция «Помоги другу».

Развивать навыки самообслуживания, воспитывать заботу внимание. Художественное слово.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
Основными способами познания таких свойств, как форма, размер и количество, которые ребёнок осваивает уже в дошкольном возрасте, является сравнение, сериация и классификация. В познание свойств и отношений входит – познание формы, размера, количества в процессе сравнения. Сравнение – первый способ ...

Характер воздействия уроков физкультуры на уровень физической подготовленности и показатели учебной деятельности учащихся 6-7 классов
При анализе годичной взаимосвязи объемов уроков физкультуры и уровня физической подготовленности школьников 6-7 классов, занимающихся по обычной и экспериментальной программам, выделим наиболее характерные особенности, отражающие основные тенденции развития рассматриваемого явления. Отметим, прежде ...

Методы контроля эффективности педагогического процесса
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. Это может касаться изменения с ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru