Этап становления игры, когда цепочка игровых действий ребенка по своему смыслу уже может быть соотнесена со специфическими действиями определенного человека (ролью), в это соответствие еще неосознанно ребенком, психологи называют ролью в действии. Как правило, большинство детей переходит от «роли в действии» к более сложной ролевой игре только при помощи взрослых (родителей или воспитателей детского сада). Если вовремя не помочь в этом ребенку, то, как показывают наблюдения психологов и педагогов, осознанное принятие роли может не появиться в игре даже после 3 лет.
Две важные предпосылки, необходимые для перехода к сложной ролевой игре, — выделение специфических для определенного взрослого действий и называние себя именем этого взрослого — должны быть сформированы у ребенка еще на третьем году жизни.
Прежде всего, определенные действия (или цепочка действий) должны быть выделены для ребенка как принадлежащие определенному лицу, определенной роли.
Для этого можно поиграть на глазах у ребенка с его игрушками, воспроизведя ряд действий, характерных, например, для врача, шофера, а потом назвать роль («Я — шофер», «Я — доктор»). Наблюдая за вами, ребенок и сам начнет действовать так же, сначала повторяя ваши действия, а затем внося в них свои вариации.
Можно удовлетвориться и тем, что самостоятельной игре ребенка появилась «роль в действии», он достаточно легко использует предметы-заместители и называет свою игровую роль вслед за взрослым.
Формирование у ребенка условных игровых действий в совместной со взрослым игре и элементарного игрового взаимодействия, которое также вводится взрослым в сюжетный контекст, позволит подвести ребенка к концу третьего года жизни к более сложным формам сюжетной игры, в центре которых лежит игровая роль и ролевое взаимодействие со сверстником.
Исследователи-психологи приходят к выводу, что основная причина появления игровой роли — стремление ребенка включиться в заманчивый для него мир взрослых.
В возрасте 3 — 5 лет роль становится центральным компонентом детской игры, но это не значит, что ролевое поведение ребенка в 3 года и в 5 лет одинаково. Оно изменяется по мере интеллектуального развития ребенка, расширения его знаний, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Взрослый, подключаясь к уже начавшейся ролевой игре ребенка и принимая дополнительную роль (которую обычно ребенок приписывает куклам) — пациента, пассажира, покупателя, может через игровые действия, реплики, попутные пояснения существенно расширить представления ребенка об обеих ролях и соответствующем им поведении и, следовательно, увеличить диапазон его возможных игровых действий.
Подключаясь к игре ребенка, взрослый должен иметь в виду смысловое поле, в котором уже действует ребенок (т. е. сюжет игры, игровую роль), и вносить свои предложения и поправки как бы изнутри него.
После самостоятельной игры ребенка полезно обсудить с ним, во что он сегодня играл, кем был. (Ведь когда он играет один, у него нет нужды в названии, обозначении своей роли, тогда и осознание ее может задерживаться).
Анализ плана воспитателя за декабрь месяц 2009 года во второй младшей группе
Дата |
Формы работы |
Содержание |
Методы |
Приемы |
4.01. 2010 г. |
Общение |
Развитие наблюдательности. |
1. Беседа о погоде. 2. Наблюдение за природными явлениями. 3. Дидактическая игра «Выгляни в окошко». |
Рассматривание улицы через окошко. Содействовать развитию разговорной речи. Воспитывать интерес к окружающему миру. |
5.01. 2010 г. |
Познавательно-практическая деятельность |
Развитие органов дыхания. |
1. Рассказ о мыльных пузырях. 2. Наблюдение за пузырями. 3. Игра с мыльными пузырями. |
Научить детей пускать мыльные пузыри. Развивать органы дыхания. Создать радостное настроение. |
6.01. 2010 г. |
Элементарная трудовая деятельность |
Содействовать развитию трудовых навыков. |
1. Рассказать детям о правилах личной гигиены. 2. Художественное слово. 3. Дидактическая игра «Кукла Маша купается». |
Рассматривание детской ванночки, мыла, мочалочки, полотенца и т.д. Закреплять названия предметов. |
7.01. 2010 г. |
Занятие |
Ознакомление с трудом повара. |
1. Беседа о труде повара. 2. Наблюдение за трудом повара. 3. Дидактическая игра «Испечем пирог». |
Рассматривание посуды, некоторых действий повара, закрепление названий кухонной посуды. |
8.01. 2010 г. |
Общение |
Знакомство с трудом врача. |
1. Познакомить детей с трудом врача. 2. Рассматривание иллюстраций на тему «Больница». 3. Дидактическая игра «Кукла заболела». |
Рассматривание медицинских инструментов, некоторых действий врача. Закрепление названий медицинских предметов. |
11.01. 2010 г. |
Игра |
Развитие игровых действий. |
1. Учить детей различать цвета, называть их. 2. Дидактическая игра «Зажги фонарик». |
Учить детей называть и различать цвета. Воспитывать внимательность. |
12.01. 2010 г. |
Познавательно-практическая деятельность |
Воспитывать внимание. |
1. Рассказать детям о гигиене питания. 2. Дидактическая игра «Что вы съели?» 3. Рассматривание иллюстраций с продуктами питания. |
Рассматривание иллюстраций с продуктами питания. Закреплять названия продуктов. Воспитывать внимательность. |
13.01. 2010 г. |
Элементарная трудовая деятельность |
Воспитание трудовых навыков. |
1. Беседа о труде. 2. Наблюдение за работой помощника воспитателя. 3. Игровая акция «Помоги другу». |
Развивать навыки самообслуживания, воспитывать заботу внимание. Художественное слово. |
Прочее о педагогике:
Мотивы и потребности учащихся в занятиях физической культурой
Организация работы в области физического воспитания учащихся базируется в настоящее время, в основном, на использовании спортивно-диагностических нормативов и почти не учитывает мотивы и потребности молодежи в регулярных занятиях тем или иным видом двигательной активности. Преобразование в физическ ...
Педагогические взгляды А.И. Герцена
В наследии Герцена нет специальных теоретических работ о воспитании. Однако в течение всей жизни Герцен интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей, поднявшим в своих трудах проблемы воспитания. Его высказывания по вопросам воспитания и ...
Типы и причины отклонений в поведении подростков с задержкой психического
развития
Прежде чем приступить к работе над теоретической частью, я ознакомилась с литературой, которая освещает проблему отклоняющегося поведения у подростков и пришла к выводу, что причины отклонения в поведении подростков с задержкой психического развития во многом совпадают с причинами и типами отклонен ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.