Напряженность, ответственность и большая значимость службы — сильные воспитывающие факторы, формирующие личность воина. Общественная значимость воинской деятельности, ее сложное содержание обусловливают развитие у него высоких, благородных черт защитника Родины. Развитие личности молодого воина — это возмужание 18—20-летнего человека. Современные психологические данные говорят о том, что в этом возрасте развитие не только не завершается, но и по многим направлениям активизируется. На начальном этапе службы происходит адаптация личности к новым условиям жизни и деятельности. Многие люди при изменении жизненной обстановки испытывают определенный стресс.
Новизна обстановки вызывает у некоторых молодых солдат, матросов чувство неуверенности и даже растерянности. Через известное время, по мере того как формируются необходимые для данной обстановки способы поведения, состояние внутреннего дискомфорта, тоски по прошлому, привычному ослабевает, что свидетельствует о завершении процесса адаптации к условиям военной службы. В ходе его происходят обычно обратимые изменения в системе привычек и навыков повседневного поведения, в уровне функционирования личности и основных жизненных функций организма. Человек должен привыкнуть к распорядку дня, повышенному режиму физических нагрузок, к новым формам общения и взаимодействия с людьми, к форме одежды, условиям быта и отдыха, а также нередко и к новым климатическим, природным условиям. Все это представляет большую нагрузку для организма и психики молодых воинов. Существенно меняется весь образ жизни и деятельности — задача, с которой отдельные из них справляются с трудом. Благоприятные перемены затрагивают все структурные элементы личности: направленность, характер, способности и темперамент. Развивается понимание воинского долга, усиливаются чувства любви к Родине и ненависти к империалистам. Все это находит свое выражение в повседневной готовности воина с оружием в руках в любой момент защищать социальные ценности казахстанского народа и народов других стран содружества. Одновременно с развитием направленности личности происходит закалка характера, особенно таких его черт, как смелость, настойчивость, мужество, дисциплинированности, боевая активность, воля к борьбе и победе, коллективизм и войсковое товарищество.
Определенные изменения происходят и в области темперамента: становятся более яркими и выразительными положительные тенденции, сглаживаются отрицательные. Как правило, воины приобретают уравновешенность и сдержанность, увереннее чувствуют себя при новых обстоятельствах жизни. В армейских условиях воины получают всестороннее общее развитие. Они расширяют свой общеполитический и культурный кругозор, участвуют в общественной работе, овладевают новыми полезными для жизни знаниями, навыками, привычками, становятся более сильными и выносливыми в физическом отношении. Для многих воинов служба в армии является прекрасной школой овладения народным языком, ознакомления с национально-культурными ценностями других народов. Разумеется, все эти и другие положительные сдвиги в содержании культуры личности воинов происходят не самотеком, не стихийно, а при эффективной боевой и политической учебе, умелом проведении политико-воспитательной работы, четкой организации всей службы.
В числе многих факторов, активно влияющих на процесс перестройки советского общества, несомненно, ключевая роль отводится культуре. «Без культуры, — говорил академик Д.С. Лихачев, — нет в стране и нравственности, без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы и не может существовать наука. Если в прошлом культура рассматривалась, прежде всего, как продукт социальных отношений, то теперь она выступает как динамическая сила, формирующая всю жизнь общества, оказывающая громадное, а в ряде случаев решающее воздействие на состояние и развитие всей совокупности общественных отношений. Общественный прогресс в связи с этим во многом оказывается в зависимости от прогресса культурного». Широкий простор для развития культуры открыла перестройка. Она уже многое сделала для культурного возрождения общества, а вместе с ним и армии. С культуры сбиты оковы запретительства и командно-административного диктата, она обретает свободное дыхание. В духовную жизнь возвращается культурное наследие во всем его объеме и многообразии. Интеллигенция получила свободу творчества, какой не знала никогда раньше. Распрямляется и набирает силу потенциал национальных культур народов Казахстана. Заявляют о себе различного рода культурные движения и объединения. Иными словами, культура начала восстанавливать в обществе свою собственную функцию.
Прочее о педагогике:
Классификация неблагополучных семей
Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последняя имеет решающее значение для его воспитания. Особенно важна роль малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения. Ка ...
Принципы и закономерности процесса обучения и их реализация в деятельности
учителя
Общие образовательные закономерности: а) направленность образования на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности; б) деятельностный характер обучения и воспитания; в) единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной деятельности; г) проявление уважения и требоват ...
Психологический портрет группы
Младший школьный возраст (6-10 лет). Этот возраст – первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Теперь, когда ребенок садится за приготовление уроков, он, может быть, впервые чувствует себя занятым по настоящему в ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.