Образование сегодня » Народные игры как средство социализации личности ребёнка в процессе образования » Критика идеалистических теорий игры

Критика идеалистических теорий игры

Создавая теорию игры, отечественная педагогика подвергла критике многие идеалистические теории.

Большое влияние на педагогику оказала биологическая теория игры немецкого психолога Карла Гроса, автора двух капитальных трудов «Игры животных» и «Игры людей».

Плеханов критиковал эту теорию за то, что она подходит к игре только с биологической точки зрения игнорируя социальную сущность человеческой деятельности.

Теория Гроса названа биологической, т. к. она доказывает значение игры для совершенствования видов высших животных, в том числе человека, че выше животное, тем реальнее.

Содержание игр с этой точки зрения определяется не влияниями окружающей среды жизни воспитания, а пробуждением тех или иных инстинктов, поэтому игра – «средство непреднамеренного самовоспитания».

Грос не соглашается с тем, что игра – подражание серьёзной деятельности, т.е. отражение жизни.

Американский психолог Стелли Хелл, применяя биологический принцип к психологическому развитию человека, утверждает, что ребёнок проходит стадии развития предшествующих поколений.

В игре будто бы проявляется «расовое бессознательное», выявляются и «изживаются» инстинкты, уже не нужные современному человеку. Ребёнок должен пережить их, чтобы от них отделаться и подняться на высокую ступень (поведение малыша – лазает на деревья, разоряет птичьи гнёзда, играет в солдат, жестоко избивает товарищей, естественна и неизбежна стадия дикости). Чем больше его инстинкты нуждаются в упражнении и дополнении, тем длительнее периоды игр, которые служат средством такого упражнения, т.е. подготовки к будущей жизни.

Детство ребёнку дано для того, чтобы играть, утверждает Греос. Мысль Греоса о большом значении игры для подготовки к будущей жизни правильна, но понимает он это значение ограничено, только как совершенствование унаследованных реакций. Так, известный французский психолог А. Валлеп утверждает, что игра социальна по своей сущности, с её помощью ребёнок овладевает миром окружающих предметов, социальных отношений. Наличие различных взглядов и концепций на педагогический потенциал игровой деятельности свидетельствует об актуальности данной проблемы.

Прочее о педагогике:

Современные подходы к использованию метода проектов в обучении школьников иностранному языку
Собственно проектный метод зародился во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США на основе концепции философа-идеалиста Джона Дьюи (1859- 1952). Система Дьюи, обучающая «путем делания», обогащающая личный опыт ребенка, созвучна нашему времени как никогда. Метод проектов широко испо ...

Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста на занятиях по развитию речи
Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки – С, З, Ш, Ж, Р, – ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Сло ...

Буддизм
Человек, следующий Дхарме, похож на человека, вошедшего с огнём в тёмную комнату. Тьма перед ним расступится, и его окружит свет. Из наставлений Будды Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённы ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru