Образование сегодня » Развитие творческой деятельности в младших школьников » Рефлексия творческой деятельности

Рефлексия творческой деятельности

Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.

Под рефлексивными действиями понимают:

готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;

умения обретать новый смысл и ценности;

умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;

умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений.

Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию. Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта). Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ.

Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся об уровне развития творческого мышления и воображения.

Для более точного определения уровня развития креативных способностей учащихся необходимо анализировать и оценивать каждое выполненное самостоятельно творческое задание. Педагогическая оценка результатов творческой деятельности учащихся может быть произведена с помощью шкалы «Фантазия», разработанной Г.С. Альтшуллером для оценки фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения (шкала адаптирована к младшему школьному возрасту М.С. Гафитулиным, Т.А. Сидорчук). Шкала «Фантазия» включает пять показателей:

новизну (оценивается по 4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явления), незначительные изменения в исходном объекте (ситуации, явлении), качественное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления));

убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью);

гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);

художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств при представлении идеи);

субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне «нравится — не нравится»).

Для определения уровня творческого мышления можно использовать методику С.И. Гин. Во избежание односторонней, субъективной оценки креативности учащихся нужно применять психологические и педагогические методики диагностирования в комплексе. Для оценивания таких показателей, как творческое мышление и творческое воображение необходимо учитывать результаты психологического диагностирования, проведенного, например, с помощью методик Э.П. Торренса, Е. Туник.

Таблица 1 — Система критериев развития креативных способностей младших школьников

Критерии

Показатели критерия

Методы определения показателей

Творческое мышление

Беглость Оригинальность Разработанность Сопротивление замыканию Абстрактность названия

Тестирование по методике Е. Торренса

Тестирование по методике С.И. Гин

Творческое воображение

Продуктивность Умение работать с образами в пространстве

Тестирование по методике Е.Е.Туник, анализ творческой деятельности учащихся по шкале “Фантазия” Г.С. Альтшуллера

Управляемость

Анализ творческой деятельности учащихся

Применение методов творчества

Использование эвристических и алгоритмических методов творчества

Анализ творческой деятельности учащихся

Прочее о педагогике:

Лингвистическая характеристика устной речи
Говорение — это один из видов деятельности, поэтому оно обладает многими признаками деятельности вообще; но говорение есть речевая деятельность, следовательно, у него имеются и какие-то специфические признаки. 1)Мотивированность. Говорение всегда мотивированно. Человек, как правило, говорит потому, ...

Этапы развития игры в онтогенезе: отобразительная, сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая
Развитие игры связано с развитием игрового действия. Усложнение игрового действия и изменение мотивов детской активности переводит игру на более высокий этап. Игровое действие имеет свои истоки. Игре с элементами мнимой ситуации предшествует период игры младенца, которому свойственны два этапа: озн ...

Педагогическое содействие самоопределению ребенка
Формирование у подростков навыков самоопределения является одной из важнейших образовательных задач. В Законе Российской Федерации «Об образовании» специально отмечено: «Содержание образования … должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации». Во ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru