Образование сегодня » Психолого-педагогические аспекты обучения монологическому высказыванию старших школьников » Монологическая речь как активный и произвольный вид устной речи

Монологическая речь как активный и произвольный вид устной речи

Страница 3

Чтобы наше общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику и словарь. Надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него, привлечь на свою сторону.

Одним из видов устно-речевой деятельности традиционно считается говорение. В терминологическом справочнике по методике преподавания иностранных языков дается следующее определение данному виду речевой деятельности: "… это продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности, посредством которого совместно с аудированием, осуществляется устно-речевое общение". Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме. Говорение как вид речевой деятельности характеризуется множеством параметров, важнейшими из которых являются: а) мотив – потребность или необходимость высказаться; б) цель и функции – характер воздействия на партнера, способ самовыражения; в) структура – действия и операции; г) механизмы – осмысление, предвосхищение и комбинирование; д) средства – языковой и речевой материал; е) речевой продукт – диалогическое или монологическое высказывание; ж) условия – речевые ситуации; з) наличие или отсутствие опор.

Изучение научно-методической литературы позволило выделить и систематизировать основания определений монологической речи: 1) по обращенности к кому-либо (С.Ф.Шатилов, Е.А. Яковлева); 2) по характеру восприятия слушающего (М.М. Бахтин, М.А.Василик); 3) по продолжительности, объему (В.В.Виноградов, Е.И. Пассов); 4) по активности структурирования (Г.В. Рогова); 5) по включенности в диалогическое единство в качестве его компонента (И.А. Зимняя, Ю.В. Рождественский, Т.П. Черепанова); 6) по отсутствию смены коммуникативных ролей (В.Л. Скалкин).

Проведенный анализ оснований определений монологической речи позволяет сделать вывод о том, что монологическая речь используется с разной коммуникативной целью (для сообщения новой информации, знаний, новых сведений о предметах и явлениях окружающей действительности в виде повествования, описания, комментирования; для воздействия на слушателей путем убеждения, для побуждения к действию или его предотвращения; для оценки событий, явлений, предметов окружающей действительности, поступков людей, героев произведений и пр. с выражением и обоснованием собственного мнения) и в зависимости от этого по-разному трактуется исследователями.

Информативная функция является одной из основных функций монологической речи, поскольку говорящий порождает монолог с целью сообщения определенной информации. Говорящий передает слушателям знания о фактах, явлениях объективной действительности, представляющие определенный интерес для слушателей. Вместе с тем говорящий преследует цель не просто передать слушателям информацию, а убедить их в чем-то или изменить свое представление о чем-то или о ком-то. Функция воздействия является стержневой функцией любого общения, в том числе и монологического. Данная функция связана со всеми остальными функциями речевого общения и реализуется различными средствами аргументации, использованием различных кодов (внешности, одежды, жестов, мимики и т.д.), средств языка, обладающих экспрессией и эмоциональной оценкой. Таким образом, без учета функции воздействия монолог может быть не услышан или неправильно понят аудиторией.

Основными психологическими свойствами монологической речи являются такие, как ее эффект, влияние и действенность.

Эффект речи – это оптимальное воздействие на сознание аудитории и достижение цели речи с помощью риторических средств, заключающихся в самой речи.

Влияние речи есть косвенный результат, возникший вследствие осмысления аудиторией содержания речи на фоне других речей и событий. Влияние – это как бы "отодвинутый" эффект, успешное выступление по сравнению с другими.

Действенность речи объединяет совокупность воздействий влияния и эффекта. Действенной называется такая речь, которая вызывает необходимый эффект и оказывает нужное оратору влияние на аудиторию. При этом основными социально-психологическими способами воздействия на слушателей в процессе публичного выступления являются: заражение, внушение, убеждение.

Заражение связано с подсознательным переходом слушателя в определенное психическое состояние под влиянием внешнего воздействия. Говорящий, обладая большим речевым эмоциональным зарядом, передает свое психическое настроение аудитории, заставляя ее реагировать на свою речь в нужном ему направлении. В сопереживании слушателей и говорящего устанавливается надежная связь между ними, лучшее усвоение информации слушателями. Заражение может быть вызвано содержанием речи, эмоциональной яркостью изложения, выразительными и убедительными примерами.

Внушение осуществляется посредством словесного воздействия на элементы сознания слушателей. Особенностью внушения является его направленность не на готовность личности мыслить и рассуждать, а на ее готовность получить распоряжение, инструкцию к действию. Естественно поэтому внушение не нуждается в системе логических доказательств и глубоком осознании смысла сообщаемой информации. Ведь степень воздействия связана с тем, насколько легко личность поддается внушению, с ее внутренним состоянием, авторитетностью выступающего и повелительностью, требовательностью его речи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Подготовка будущих специалистов в российской системе профессионального образования
Система образования играет важнейшую роль в процессе перехода России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Модернизация страны опирается на модернизацию отечественного образования. В информационном обществе существенным образом повышаются требования к качеству подготовки ...

Методика формирования понятия площади и ее измерения у младших школьников
В начальных классах рассматриваются величины: длина, площадь, масса, емкость, время и др. Учащиеся должны получить конкретные представления об этих величинах, ознакомиться с единицами их измерения, овладеть умениями измерять величины, научиться выражать результаты измерения в различных единицах, вы ...

Факторы, определяющие уровень развития
Мышца состоит из большого числа мышечных волокон – фибрилловых нитей, окруженных саркоплазмой. Они составляют сокращающуюся массу, поэтому силовые способности мышцы определяются количеством сократительных волокон. Количество волокон зависит от физического типа людей и не поддается изменениям. С пом ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru