Образование сегодня » Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды" » Знаковая система и символика в русском народном костюме

Знаковая система и символика в русском народном костюме

Страница 2

Отражая представления народа о красоте, костюм тем самым выполнял эстетическую функцию. В каждое конкретное историческое время в обществе при единстве эстетических представлений выделяются группы людей, обособленных принадлежностью к той или иной религии, определенному сословию, роду деятельности. Они составляют внутри культуры целого народа малую культуру (субкультуру). Взгляды на красоту могут быть различны. Поэтому – то древнерусские традиции несут в себе и красоту языческих обрядов, и строгую, чистую красоту монастыря, и мужественную красоту дружинного воинства, и торжественную, блестящую красоту великокняжеский церемоний. Но эстетические воззрения пронизывали и сознание отдельного человека, ведь он мог и участвовать в сельском празднике, пируя с товарищами по оружию, и встречать выезд князя в освобожденном или завоеванном городе. При всем различии этих взглядов на красоту они уживались в культурном пространстве, формируемом эпохой. А выражал ту эстетику труда, обряда, веры, веселья или войны, которую несла в себе жизнь, повседневный или праздничный костюм.

Отметим также, что понимание красоты костюма в те времена отличалось от современного. Тогда ее определяли не яркость и богатство и дороговизна тканей, а соответствие религиозному и общественному идеалу. Воспринимая костюм с этих позиций, можно отыскать красоту и в ризах священника, и в рубище аскета – монаха, и в доспехах ратника, и в грубой рубахе пахаря.

Язык костюма далекого прошлого был обращен и к традиции и понимания предков. Это, казалось бы, религиозная функция костюма порождало еще одну его роль в культуре. Почитание предка – следование его заповедям, жизненной и бытовой практике. Идти вслед – значит встраиваться в цепочку за своими предшественниками, ступать по их следам, не нарушая шага. Сейчас мы часто говорим, что за нами века истории и поколения, создавшие великую культуру. Мы мыслим себя впереди этого процесса. В прошлом было не так. Предок – тот, кто перед тобой, кто определяет своим опытом весь строй твоего поведения, духовного и хозяйственного уклада. Таким образом, задачей каждого человека становилась необходимость сохранять предназначения отцов и дедов. И в костюме (деталях и отделке) отражалась его мемориальная функция, способствовала осознанию индивидом своей принадлежности к семье, роду, племени, государству. Костюм определял также границы дозволенной интеграции с иноплеменниками и в то же время ставил запреты на проникновение их культуру.

Разумеется, и в прошлом большую роль играли практические свойства одежды, то есть костюм выполнял утилитарную функцию. Но не только холод, снег, дождь – явления климатические – были опасны человеку. В то далекое время каждый человек был вынужден защищать свой дом от врагов – от чужого воинства, от бесчинствующих насильников собственного князя, иногда от княжеской дружины, злоупотребляющей властью. Это значит, что воином был каждый мужчина, а срок мужания наступал рано. В семь лет княжича сажали на коня. В тринадцать – четырнадцать лет юноши уже могли стоять в ополчение, владеть оружием. Поэтому костюм представлял собой и военные доспехи – защищал и реально, с помощью материалов и приспособлений, и символически, через символики кроя, орнамента, через обереги, магию меха, когтей и зубов животных. Все это имело силу и в охотничьем деле, ведь каждый являлся и добытчиком – охотником, рыболовом (а ремесло это было небезопасным). В практике хозяйствования человек исследовал мир природы, учился брать с пользой ее дары, но и не забывал отдать ей долг в обряде, жертве, молитве.

Мы рассмотрели те знаковые уровни символики костюма, которые имели наиболее общее значение и проходили через практику каждого человека далекой эпохи. А мог ли костюм выражать личные вкусы, привычки и нрав отдельной личности. Думается, что мог, но эта индивидуальная функция костюма не была, по – видимому, столь значима для людей далекого прошлого. Ведь живя в коллективе (общине, роду или племени), человек в своем облике стремился слиться с такими же, как он. В таком единстве он чувствовал себя сильнее, прочнее связанным с этим миром, а стать (не от мира сего), было не в его интересах, к тому же и небезопасно. Подчиненный ритуалам быт не способствовал развитию индивидуального стиля поведения и, соответственно, личностному пониманию костюма. Скорее всего, человек черпал средства для выражения в облике собственного ощущения мира, жизни, своих чувств в кругу потенциально возможного, но не выбивающегося за рамки привычного. Часто это было количественное приращение – ярче, длиннее (короче), больше ожерелий, лишняя рубаха или кафтан и т. д. В поведении в таковом случае намечалась некоторая демонстративность, но опять – таки в рамках принятого, как вариант утвердившихся нормативов. Функции костюма, которые мы перечислили (религиозно – магическая, социальная, эстетическая, мемориальная, утилитарная и слабо выраженная индивидуальная), важны для сематического понимания костюма любой эпохи. Значение их в культурном развитии такого явления, как костюм, неодинаково. В то или иное время одна из функций может преобладать или могут образоваться актуальные конгломераты, подобно тому, как сейчас модой выявлен триумвират – социально – престижный, практичный, выражающий индивидуальность костюма. Но в древности доминирующее положение принадлежало религиозно – магической функции костюма. Ей были подчинены все прочие его значения, составляя единство воззрений на божественность природы и общественных отношений, формирующих человека. Думается, что изучение костюма заставит нас пересмотреть прагматичные установки на роль одежды в человеческой культуре, почувствовать психологизм этого явления.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Современные представления об игре
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зав ...

Контроль как средство определения уровня владения МВ
Определить прогресс в совершенствовании языкового навыка возможно по средствам контроля. Контроль - это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения. Контроль это и часть урока, во время которой преподаватель оценивает, как учащиеся усвоили пройденный м ...

Использование поделок из папье-маше в ДОУ
Детям дошкольного и младшего школьного возраста занятие папье-маше принесет не только массу положительных эмоций, но и пользу. Папье-маше можно рассматривать как один из естественных методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности у детей. Папье-маше отлично р ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru