Образование сегодня » Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды" » Знаковая система и символика в русском народном костюме

Знаковая система и символика в русском народном костюме

Страница 1

Слово «костюм» пришло в русский народный язык от французского, в котором соответствует понятию обычай. Таким образом, костюм - это не только элемент одежды, но и то, что, собственно, и создает облик человека конкретной эпохи традиция использования определенных видов ткани, отделки, орнаментов, косметики. К костюму относится и манера манипулирования вещью. Так проявляется отношение человека к себе, к общественному устройству, миру.

Сложность изучения костюма столь отдаленной от эпохи, как Киевская Русь, состоит в том, что источники не донесли до наших дней сведений об облике человека того времени во всей полноте. Созданное исследователями является реконструкцией и содержит наравне с доподлинно известным также догадки и обобщения.

При изучении русской культуры следует избегать распространенной ошибки, заключающейся в признании абсолютной преемственности традиций от языческой древности едва ли не до наших дней, коренящейся будто бы в патрихальном укладе жизни наших предков. Бесспорно, многое сохраняется в культурном развитии народа. Но происшедшие за более чем тысячелетнюю историю духовные, военные и политические катаклизмы, сложные межэтнические контакты, развитие экономики, миграция этнов, естественно, складывались и на способах хозяйствования народа, и на его бытовых традициях. Все это также находит отражение в облике людей. В том числе и одежде, которая формировалась под влиянием жизненной практики и существовавших обычаев. Кроме того, нужно учесть, что на жизнедеятельность наших предков оказывали большое влияние традиции других народов, с которыми существовали политические и торговые отношения.

Культура не стоит на месте, и можно с уверенностью утверждать, что русич Х века был так же мало похож на жителя Московской Руси XVII века, как петербургский гимназист 1900 года на своего сверстника сегодня.

Задавшись целью рассмотреть древнерусский костюм. Мы должны, прежде всего, определить какие функции он выполнял по все культурной своего времени.

Ответ, казалось бы, очевиден: одежда защищает от холода, прикрывает тело от стыда, украшает. Это взгляд современного человека на нашу обычную одежду. Но когда мы углубляемся в изучение костюма исторического, перед нами предстает целая система знаков. Складываемых в своеобразный язык – язык, который был хорошо знаком людям далекой эпохи. Ведь тогда человек требовалось сказать своим обликом миру значительно больше, чем сейчас. Больше потому. Что наш далекий предок общался не только с людьми, но и богами, духами, одушевляемой им природой, предками, потомками. Одежда содержала множество смысловых уровней, соответствовавших основным видам жизнедеятельности человека. Прежде всего, костюм выполнял религиозно – магическую функцию в трудовых и праздничных обычаях. Он через детали и орнаментацию связывал человека и его род путем этических обязательств с высшими силами мироздания. Отдельные детали костюма в представлении древнего человека обладали магической силой, с помощью которой они оказывали воздействие на предметы и явления внешнего мира – способствовали исцелению от недуга, приумножению богатства и т. п.

Не менее важная роль отводилась костюму в системе общественных отношений, то есть он выполнял социальную функцию. Как известно, человек далекого прошлого считал, что каждому от рождения богами и духами предопределено его земное предназначение. Духи рода берут человека под свое покровительство, и это обязательно должно отразиться в его облике через костюм. Собственное место в мире священно, и человек с честью и достоинством подчеркивал своим внешним видом то, как добывает он свой хлеб, какую общественную роль даровала ему судьба. Крестьянин носил свои праздничные рубахи с не меньшей гордостью, чем князь священное облачение. Так наглядное представление о занятии и статусе человека облегчало коммуникацию между людьми. Костюм регламентировал формы их взаимоотношений. Вот почему изменение по собственному желанию платья считалось обманом людей, Бога, кражей чужой чести, чужого достоинства, то есть грехом.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. С развитием логопедичес ...

Сервисные аспекты организации досуга в детских учреждениях
Сервисно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей с взрослыми и св ...

Понятие личностно-ориентированного взаимодействия в психолого-педагогической литературе
Понятие личностно-ориентированного обучения и воспитания, вошедшее в 90-е годы в педагогический арсенал без своей четкой дефиниции может быть определено при рассмотрении таких категорий, как: индивид, индивидуальность (индивидуальный подход), личность. При этом в конкретных исторических условиях пе ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru