Образование сегодня » Развитие слухоречевой памяти у детей » Эмпирическое изучение особенностей развития слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Эмпирическое изучение особенностей развития слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Страница 1

Целью данного исследования является изучение особенностей развития слухоречевой памяти у четвероклассников с умственной отсталостью.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) подобрать методики диагностики слухоречевой памяти младших школьников;

2) отобрать детей для проведения диагностических методик;

3) провести диагностические методики;

4) сформулировать выводы об особенностях и уровне развития слухоречевой памяти детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.

Диагностические методики были проведены с четвероклассниками в возрасте от 11 до 14 лет, на базе КОУ омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №5 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с особыми возможностями здоровья», в период с 16 апреля по 12 мая 2012 года.

В исследовании принимали участие 10 человек. Общая успеваемость класса средняя. Трое детей оставались на второй год обучения, один ребенок с умственной отсталостью поступил в первый класс позднее 7 лет. Остальные дети соответственно возрасту обучаются в четвертом классе.

Для исследования были использованы две диагностических методики: А.Р. Лурия методика «Запоминания 10 слов» и методика «Воспроизведения рассказа».

Методики проводились индивидуально с каждым ребенком в отдельном кабинете в первой половине дня. Для сопоставления логического и механического запоминания использовался критерий углового преобразования Фишера.

Методика «10 слов» А.Р. Лурия.

Целью данной методики является оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.

Стимульный материал теста «10 слов» представляет собой словесный ряд, предлагаемый детям для запоминания и состоящий из несвязанных между собой слов.

Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов.

Инструкция состоит из нескольких этапов. Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно, когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Затем экспериментатор продолжает инструкцию.

Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т.е. примерно спустя 50–60 мин, снова просит воспроизвести эти слова.

Методика «Воспроизведение рассказа».

Целью данной методики является исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.

Детям читают в слух рассказ, а потом они пересказывают услышанное. Пересказ можно постепенно перевести в обсуждение в виде вопросно – ответной формы, что позволит судить о понимании перенесенного смысла и подтекста рассказов испытуемым. Исследователь анализирует средства, использованные ребенком для заучивания текста, особенности регуляции его познавательных процессов, устойчивость внимания при произведении текста, наличие самостоятельных возвратов к недостаточно внимательно прочитанным фразам текста, трудности устного и письменного изложения.

Таким образом, для выявления особенностей развития слухоречевой памяти четвероклассников с умственной отсталостью были поставлены задачи, благодаря которым строился план работы. Были выбраны две диагностические методики А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов» и «запоминание рассказа».

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Стратегии, направленные на изменение количественных параметров содержания образования
Стратегия ускорения предполагает увеличение темпа (скорости) прохождения учебного материала. В качестве ориентира служит традиционный для существующей культурно-образовательной традиции темп обучения. К идее ускорения в дидактике естественным образом привело представление о детской одаренности как ...

Психолого-физиологические особенности младших школьников, роль игры в обучении
Поскольку предметом нашего исследования является усвоение учащимися различных лексических структур на уроках английского языка, нам необходимо подробнее остановиться на особенностях развития самих учащихся. В связи с темой нашего исследования, нас интересует период младшего школьного возраста от 7 ...

Способы решения проблемы дисциплины
Я считаю, что дисциплина является не средством воспитания, а результатом воспитания. Думать, что дисциплины можно добиться при помощи каких-то специальных методов, направленных, на создание дисциплины, - ошибка. Дисциплина является продуктом всей суммы воспитательного воздействия, включая сюда и об ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru