Образование сегодня » Закономерности развития творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы » Влияние внеклассной работы на развитие творческих способностей учащегося

Влияние внеклассной работы на развитие творческих способностей учащегося

Страница 1

Человека считают творчески способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает творческой деятельностью и, во-вторых, добивается достижений, отличающихся новизной и оригинальностью.

От чего это зависит? Творческая деятельность предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Одни люди могут обладать соответствующими качествами, у других они могут быть слабее развиты. Если люди обладают таким индивидуальными психологическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это и значит, что они способны к этой деятельности. Каждый вид творческой деятельности имеет свою структуру, т.е. совокупность психических качеств, которые необходимы для успешного выполнения именно этой деятельности.

Значит, творческие способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данного вида творческой деятельности и являющиеся условием успешного его выполнения. Обратим внимание на важнейшие стороны этого определения.

Во-первых, способности - это индивидуальные особенности, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Способности разных людей к одному и тому же виду деятельности могут иметь различную структуру,

Во-вторых, это не просто особенности, а психологические особенности (например, длинные гибкие пальцы еще не говорят о том, что человек способен быть хорошим музыкантом, композитором, хотя это и помогает ему добиться успеха в соответствующей творческой деятельности).

И, наконец, способности - это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые способствуют требованиям определенной творческой деятельности (например, к таким особенностям относятся музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой, быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта, тонкость цветоразличения для художника-живописца и т.д.).

Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущения и восприятия, память, мышление, воображение) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они включают эмоционально-волевые элементы отношения к деятельности и некоторые особенности процессов, которые не сводятся к каким-либо частным психическим проявлениям (таковы, например, педагогический такт, математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества).

Творческие способности тесно связаны с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью (стремление выполнять соответствующую деятельность) заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность, жизненную потребность. Интересы и склонности личности не всегда совпадают. Например, можно интересоваться музыкой и не иметь склонность к занятием ею. Но у творчески способных к определенной творческой деятельности детей интересы и склонности, как правило, сочетаются и развиваются обычно в единстве с развитием творческих способностей к ней.

Знания, умения и способности - это не одно и то же. Отношение знаний, умений и способностей личности диалектично: для усвоения знаний человек должен обладать определенными способностями. Но, усвоив какой-то объем знаний, люди усиливают свои умственные возможности и тем самым создают предпосылки для получения новых более сложных знаний. Способности - это условие освоения знаний, умений, а знания, умения условие развития способностей по восходящей линии. При этом очевидно что способности - это внутренние возможности развития человека, которые, однако, формируются под воздействием условий внешних - в процессе освоения человеком окружающего мира, посредством учебы, общения, трудовой практики и т.д.

Недостаточное знание или неумение нельзя принимать за отсутствие способностей. Но принимать во внимание способности ученика при оценке знаний, умений и навыков вполне допустимо. Одинаковые результаты творческой деятельности могут вызвать неудовлетворение опытного педагога в одном случае («Ты занимаешься недостаточно, от тебя можно ожидать большего») и похвалу в другом случае («Результаты твои значительно лучше, чем раньше. Известных достижений ты уже добился, продолжай работать»).

Человек проявляет творческие способности в разные периоды жизни и это подтверждают многочисленные примеры раннего формирования и быстрого развития творческих способностей: художники Репин И.Е., Суриков В.И., Брюллов, К.П., Рушева Н., композиторы Моцарт В.А., Римский-Kopcаков Н.А., писатели и поэты Пушкин А.С., Некрасов Н.А., Гете И.В., в математики Паскаль Б., Лейбниц Г.В., Гаусс К.Ф., современные сообщения о 8-летних художниках, 10-летних поэтах, 13-летних студентах, 17-летних аспирантах и т.д., чьи способности не поддаются обычным нашим меркам и не укладываются в привычные рамки общеобразовательной и высшей школы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Внеклассное мероприятие по иностранному языку
1. Тема: «Россия» 2. Главная цель мероприятия: Развить у учащихся навыки монологической, дилогической речи, используя слова и выражения по пройденной теме. 3. Сопутствующие задачи: Развитие навыков устной, диалогической речи с опорой на образец, развитие умения и навыков аудирования, закрепление на ...

Колорит
Колорит—одно из средств создания определенного образа, настроения произведения. Не случайно, рассматривая произведение текстильного искусства, употребляют такие эпитеты, как солнечный, весенний, сдержанный, радостный, мрачный и пр. Они рождаются в результате зрительного и эмоционального ощущения, в ...

Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 — 1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении отца около города Новгород-Северска. Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии. В 1840 г. К. Д. Ушинский поступил на юридический факультет Мос ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru