Образование сегодня » Закономерности развития творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы » Влияние внеклассной работы на развитие творческих способностей учащегося

Влияние внеклассной работы на развитие творческих способностей учащегося

Страница 1

Человека считают творчески способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает творческой деятельностью и, во-вторых, добивается достижений, отличающихся новизной и оригинальностью.

От чего это зависит? Творческая деятельность предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Одни люди могут обладать соответствующими качествами, у других они могут быть слабее развиты. Если люди обладают таким индивидуальными психологическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это и значит, что они способны к этой деятельности. Каждый вид творческой деятельности имеет свою структуру, т.е. совокупность психических качеств, которые необходимы для успешного выполнения именно этой деятельности.

Значит, творческие способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данного вида творческой деятельности и являющиеся условием успешного его выполнения. Обратим внимание на важнейшие стороны этого определения.

Во-первых, способности - это индивидуальные особенности, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Способности разных людей к одному и тому же виду деятельности могут иметь различную структуру,

Во-вторых, это не просто особенности, а психологические особенности (например, длинные гибкие пальцы еще не говорят о том, что человек способен быть хорошим музыкантом, композитором, хотя это и помогает ему добиться успеха в соответствующей творческой деятельности).

И, наконец, способности - это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые способствуют требованиям определенной творческой деятельности (например, к таким особенностям относятся музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой, быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта, тонкость цветоразличения для художника-живописца и т.д.).

Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущения и восприятия, память, мышление, воображение) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они включают эмоционально-волевые элементы отношения к деятельности и некоторые особенности процессов, которые не сводятся к каким-либо частным психическим проявлениям (таковы, например, педагогический такт, математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества).

Творческие способности тесно связаны с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью (стремление выполнять соответствующую деятельность) заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность, жизненную потребность. Интересы и склонности личности не всегда совпадают. Например, можно интересоваться музыкой и не иметь склонность к занятием ею. Но у творчески способных к определенной творческой деятельности детей интересы и склонности, как правило, сочетаются и развиваются обычно в единстве с развитием творческих способностей к ней.

Знания, умения и способности - это не одно и то же. Отношение знаний, умений и способностей личности диалектично: для усвоения знаний человек должен обладать определенными способностями. Но, усвоив какой-то объем знаний, люди усиливают свои умственные возможности и тем самым создают предпосылки для получения новых более сложных знаний. Способности - это условие освоения знаний, умений, а знания, умения условие развития способностей по восходящей линии. При этом очевидно что способности - это внутренние возможности развития человека, которые, однако, формируются под воздействием условий внешних - в процессе освоения человеком окружающего мира, посредством учебы, общения, трудовой практики и т.д.

Недостаточное знание или неумение нельзя принимать за отсутствие способностей. Но принимать во внимание способности ученика при оценке знаний, умений и навыков вполне допустимо. Одинаковые результаты творческой деятельности могут вызвать неудовлетворение опытного педагога в одном случае («Ты занимаешься недостаточно, от тебя можно ожидать большего») и похвалу в другом случае («Результаты твои значительно лучше, чем раньше. Известных достижений ты уже добился, продолжай работать»).

Человек проявляет творческие способности в разные периоды жизни и это подтверждают многочисленные примеры раннего формирования и быстрого развития творческих способностей: художники Репин И.Е., Суриков В.И., Брюллов, К.П., Рушева Н., композиторы Моцарт В.А., Римский-Kopcаков Н.А., писатели и поэты Пушкин А.С., Некрасов Н.А., Гете И.В., в математики Паскаль Б., Лейбниц Г.В., Гаусс К.Ф., современные сообщения о 8-летних художниках, 10-летних поэтах, 13-летних студентах, 17-летних аспирантах и т.д., чьи способности не поддаются обычным нашим меркам и не укладываются в привычные рамки общеобразовательной и высшей школы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Типы и причины отклонений в поведении подростков с задержкой психического развития
Прежде чем приступить к работе над теоретической частью, я ознакомилась с литературой, которая освещает проблему отклоняющегося поведения у подростков и пришла к выводу, что причины отклонения в поведении подростков с задержкой психического развития во многом совпадают с причинами и типами отклонен ...

Типичные проблемы детей из неполных семей
Рассматривая виды неполных семей, их особенности, можно выделить несколько типичных проблем детей из неполных семей. Выявление этих проблем помогает осознать необходимость психолого-педагогической поддержки детей из неполных семей. Рассмотрим эти проблемы: Материальная проблема – одна из типичных п ...

Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста на занятиях по развитию речи
Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки – С, З, Ш, Ж, Р, – ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Сло ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru