Немало лиц, оставивших глубокий след в истории культуры и науки талант, который проявился не сразу, а весьма поздно. Так, у художника Врубеля М.А. это произошло, когда ему было 20 лет, у писателя Аксакова - 50 лет. Такие крупнейшие таланты, как знаменитый математик Пузин Н.Н., биологи Пастер Л. и Линней К., писатели Скотт В., Гончаров И.A., Шишков В.Я. также проявили себя в относительно позднем возрасте. Тем не менее поучителен пример Чайковского П.И. Абсолютного слуха у него не было. Композитор сам жаловался на плохую музыкальную память, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо, хотя и музицировал с детства, Композиторской деятельностью Чайковский впервые занялся, уже закончив училище правоведения. И, несмотря на это, он стал гениальным композитором.
Так что не прав будет тот, кто скажет: "Ничего хорошего из меня уже не получится!" Прав только тот, кто говорит: "Пока еще не получилось!"
Следует также иметь в виду, что высокая творческая активность людей может быть продолжительной - всю жизнь с раннего и до преклонного возраста или с позднего (после 40 лет) и до преклонного возраста; и кратковременной - только один-два раза, в раннем или позднем возрасте.
В связи с этим представляются любопытными следующие исследования психологов. Проанализировав около 200 биографий известных живописцев и 4 скульпторов, доживших до 70 лет и более, ученые установили, что их можно с известной долей условности разбить на 4 группы:
I группу составили биографии художников с ранним расцветом творческой деятельности, но с быстрым спадом.
П группу - с ранним расцветом и сохранением высокой творческой активности до преклонного возраста.
III группу - с поздним расцветом (после 40 лет) но с быстрым спадом.
IY группу - с поздним расцветом и сохранением высокой творческой активности до преклонного возраста.
Наиболее многочисленными оказались I группа и IY , за | ними идут II группа и III группа.
Как видим, группа художников, творивших с раннего возраста, весьма значительна.
Так чем же все-таки определяются способности?
Сторонники биологической теории способностей утверждают, что способности передаются по наследству, накапливаясь, словно некая таинственная энергия, из поколения в поколение: талантливые от талантливых, а бездарные от бездарных. При этом утверждается, что пределы развития способностей фатально обусловлены прирожденными задатками. Меньшие способности, чем те, которые обусловлены генами, человек может иметь, но выйти за пределы и развить у себя большие способности он не имеет возможности. Кстати, есть немало фактов, как бы подтверждающих эту идею и одновременно опровергающих ее.
Теория социальной обусловленности способностей рассматривает развитие способностей как совершающееся исключительно и безраздельно под воздействием социальной среды, где главную роль играет воспитание, образование. Эта теория, на первый взгляд, привлекает своей социальной направленностью. В отличие от предыдущей теории, она дает равные шансы для развития творческих способностей людей. Но чем тогда можно объяснить различия в проявлении творческих способностей у детей, воспитывающихся в одинаковых условиях? Где же тут роль среды, образования, воспитания?
Вероятно, это можно объяснить, согласно предыдущей теории, наличием у человека определенных задатков. Но немаловажную роль играет сам человек, его активность по развитию способностей, соответствующих данной среде. А это противоречит идее теории социальной обусловленности способностей, которая представляет человека, подвергающегося влиянию среды и воспитания, как существо пассивное, бездействующее: сам от себя человек не может сделать для развития ничего, все зависит исключительно от воздействия среды, в которой он живет.
Есть и еще одна точка зрения на проблему развития способностей теория биосоциальной обусловленности. Она рассматривает развитие способностей как совершающееся под одновременным воздействием двух различных факторов: врожденных биологических задатков и социальных воздействий внешней среды. Оба фактора рассматриваются как самостоятельно существующие и раздельно влияющие на развитие способностей, которые приобретают тот или иной характер, в зависимости от того, какой из этих факторов оказывается более сильным. Эта теория является компромиссом между двумя предыдущими, и это неплохо. Но при ближайшем paссмотрении оказывается, что по этой теории ведущее значение имеют все-таки задатки. Социальной среде отводится роль отбора, сортировки признаков, определяемых развитием биологических задатков: в одних случаях социальная среда помогает развитию способностей из задатков, других - подавляет биологические задатки, не позволяет им развиваться в должной степени.
Прочее о педагогике:
Возможности реализации компетентностного подхода в преподавании истории государства и права в юридическом вузе
Происходящая в нашей стране модернизация образования, в том числе и высшего профессионального, стимулирует поиск новых путей обновления образовательной системы в соответствии со сложившимися общественными реалиями. Одним из основных направлений педагогической мысли, которое нацелено на внесение сущ ...
Исследование экспертной оценки взрослых по проблеме психологической
адаптации
По материалам психологической диагностики на этапе констатирующего эксперимента при помощи методики исследования анкеты учителя были получены следующие результаты: Учащиеся первых классов имеют разную степень адаптированности к процессу обучения. Основная часть детей, она составляет 55%, попадают в ...
Заболевания, передающиеся половым путем, и их
профилактика
Инфекционные заболевания, передающиеся от человека к человеку преимущественно половым путем – ЗППП или БППП (болезни, передаваемые половым путем), встречаются часто, особенно в последние годы. В настоящее время насчитывается более 20 возбудителей болезней, передающихся половым путем, в том числе ба ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.