Немало лиц, оставивших глубокий след в истории культуры и науки талант, который проявился не сразу, а весьма поздно. Так, у художника Врубеля М.А. это произошло, когда ему было 20 лет, у писателя Аксакова - 50 лет. Такие крупнейшие таланты, как знаменитый математик Пузин Н.Н., биологи Пастер Л. и Линней К., писатели Скотт В., Гончаров И.A., Шишков В.Я. также проявили себя в относительно позднем возрасте. Тем не менее поучителен пример Чайковского П.И. Абсолютного слуха у него не было. Композитор сам жаловался на плохую музыкальную память, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо, хотя и музицировал с детства, Композиторской деятельностью Чайковский впервые занялся, уже закончив училище правоведения. И, несмотря на это, он стал гениальным композитором.
Так что не прав будет тот, кто скажет: "Ничего хорошего из меня уже не получится!" Прав только тот, кто говорит: "Пока еще не получилось!"
Следует также иметь в виду, что высокая творческая активность людей может быть продолжительной - всю жизнь с раннего и до преклонного возраста или с позднего (после 40 лет) и до преклонного возраста; и кратковременной - только один-два раза, в раннем или позднем возрасте.
В связи с этим представляются любопытными следующие исследования психологов. Проанализировав около 200 биографий известных живописцев и 4 скульпторов, доживших до 70 лет и более, ученые установили, что их можно с известной долей условности разбить на 4 группы:
I группу составили биографии художников с ранним расцветом творческой деятельности, но с быстрым спадом.
П группу - с ранним расцветом и сохранением высокой творческой активности до преклонного возраста.
III группу - с поздним расцветом (после 40 лет) но с быстрым спадом.
IY группу - с поздним расцветом и сохранением высокой творческой активности до преклонного возраста.
Наиболее многочисленными оказались I группа и IY , за | ними идут II группа и III группа.
Как видим, группа художников, творивших с раннего возраста, весьма значительна.
Так чем же все-таки определяются способности?
Сторонники биологической теории способностей утверждают, что способности передаются по наследству, накапливаясь, словно некая таинственная энергия, из поколения в поколение: талантливые от талантливых, а бездарные от бездарных. При этом утверждается, что пределы развития способностей фатально обусловлены прирожденными задатками. Меньшие способности, чем те, которые обусловлены генами, человек может иметь, но выйти за пределы и развить у себя большие способности он не имеет возможности. Кстати, есть немало фактов, как бы подтверждающих эту идею и одновременно опровергающих ее.
Теория социальной обусловленности способностей рассматривает развитие способностей как совершающееся исключительно и безраздельно под воздействием социальной среды, где главную роль играет воспитание, образование. Эта теория, на первый взгляд, привлекает своей социальной направленностью. В отличие от предыдущей теории, она дает равные шансы для развития творческих способностей людей. Но чем тогда можно объяснить различия в проявлении творческих способностей у детей, воспитывающихся в одинаковых условиях? Где же тут роль среды, образования, воспитания?
Вероятно, это можно объяснить, согласно предыдущей теории, наличием у человека определенных задатков. Но немаловажную роль играет сам человек, его активность по развитию способностей, соответствующих данной среде. А это противоречит идее теории социальной обусловленности способностей, которая представляет человека, подвергающегося влиянию среды и воспитания, как существо пассивное, бездействующее: сам от себя человек не может сделать для развития ничего, все зависит исключительно от воздействия среды, в которой он живет.
Есть и еще одна точка зрения на проблему развития способностей теория биосоциальной обусловленности. Она рассматривает развитие способностей как совершающееся под одновременным воздействием двух различных факторов: врожденных биологических задатков и социальных воздействий внешней среды. Оба фактора рассматриваются как самостоятельно существующие и раздельно влияющие на развитие способностей, которые приобретают тот или иной характер, в зависимости от того, какой из этих факторов оказывается более сильным. Эта теория является компромиссом между двумя предыдущими, и это неплохо. Но при ближайшем paссмотрении оказывается, что по этой теории ведущее значение имеют все-таки задатки. Социальной среде отводится роль отбора, сортировки признаков, определяемых развитием биологических задатков: в одних случаях социальная среда помогает развитию способностей из задатков, других - подавляет биологические задатки, не позволяет им развиваться в должной степени.
Прочее о педагогике:
Основные направления социально-профориентационной работы с детьми–сиротами
и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях детского дома
Профессиональная ориентация – это система психолого-педагогических, социально-экономических и медико-физиологических мероприятий, помогающих человеку, стоящему на пороге профессионального выбора, своевременно выбрать профессию с учетом объективных потребностей общества и своих индивидуальных особен ...
Факторы усвоения иноязычной лексики детьми младшего школьного возраста
Говоря об усвоении лексики учениками в младшей школе, нам необходимо определиться с понятием: что такое усвоение лексики, что значит знать слово как иноязычную лексическую единицу. Знать слово – значит знать его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, мы имеем в виду его звуковую фор ...
Влияние внеклассной работы на развитие творческих способностей учащегося
Человека считают творчески способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает творческой деятельностью и, во-вторых, добивается достижений, отличающихся новизной и оригинальностью. От чего это зависит? Творческая деятельность предъявляет человеку определенные требования к его психическим пр ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.