Образование сегодня » Закономерности развития творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы » Влияние внеклассной работы на развитие творческих способностей учащегося

Влияние внеклассной работы на развитие творческих способностей учащегося

Страница 3

Итак, если обобщить сказанное, можно определить "формулу" становления и развития творческих способностей. Способности формируются одновременно под воздействием и генетических факторов, и факторов окружающей среды. Природные данные определяют возможности человека, а среда - насколько эти возможности будут реализованы. И проблема заключается не в альтернативе "или-или", а в том, какой "удельный вес" каждого из факторов, как именно они сочетаются и влияют друг на друга, можно ли поспорить с природой и увеличить отпущенную меру способностей. Кроме этого, развитие творческих способностей зависит от меры личных усилий самого человека, от стечения благоприятных обстоятельств (счастливый случай вроде нечаянно пришедший в голову идеи, встреча с талантливым педагогом и т.д.)

Но даже с учетом этих факторов невозможно выравнить способности людей. Способных может быть сколько угодно много. Но среди них всегда будут более способные и менее способные. Задача справедливого и прогрессивного общества заключается в предоставлении равных возможностей для развития людей, а не в недостижимом уравнивании их.

"Формула" становления таланта (задатки + социальные условия, воспитание + мера личных усилий) позволяет определить некоторые педагогические условия развития творческих способностей учащихся.

Ориентация образовательного процесса на развитие творческих способностей учащейся молодежи.

Раннее выявление способностей детей прежде всего через их интерес, образцы творческой продукции, результаты диагностирования личности специалистом-психологом, либо по его рекомендациям самим педагогом.

Опора при организации учебно-воспитательного процесса на педагогическую теорию творчества.

Применение современных дидактических средств, стимулирующих творческие способности учащихся.

Ориентация учебно-воспитательного процесса на саморазвитие учащихся (самопознание, самоопределение, самоорганизацию, самореализацию и самореабилитацию).

Учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Содействие в создании благоприятного творческого микроклимата в семье, в школе, среди друзей.

Организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности учащихся (проведение олимпиад, смотров, конкурсов, организация разнообразных выставок, молодежных исследований и т.д.)

Организация творческого досуга учащихся.

Анализ педагогических и психологических исследований показывает, что эмоциональное отношение к жизни, приобщение к искусству позволяют развить не только сенсорную и общую культуру, но и познавательную активность, зрительную память, быстроту реакций, аналитическое и образное мышление. Через чувства, эмоции самореализация личности происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности. Творческое воспитание открывает иной, отличный от рационального, способ видения, чувствования и понимания мира.

Свободное время - важнейший резерв развития творческой личности учащихся. Воспитание творчеством во внеучебной деятельности учащихся позволяет расширить и закрепить знания, полученные во время обучения. Кроме того, она помогает ближе узнать учащихся, изучить их интересы и потребности, выявить возможности и способности каждого. Принцип добровольности участия в различных формах внеучебной работы становится основой организации деятельности учащихся по интересам, а интересы и потребности личности составляют то звено в цепи эстетических реакций, воздействуя на которые можно управлять процессом формирования эстетической культуры в целом.

Необходимым элементом развития высокой культуры личности является творческая деятельность. Ведь творческое отношение к действительности представляет собой не только созерцание и оценку, но и некую форму практики. Творческая деятельность многообразна, она не сводится только к созданию произведений искусства.

При организации творческой деятельности в учебном заведении широко используется разнообразные формы, методы, средства творческого воспитания учащихся во внеучебное время с учетом специфики региона, опыта работы и традиций самого учебного заведения.

Формы, методы и приемы внеучебной работы по эстетическому воспитанию различны по широте охвата учащихся и степени их активности:

Ценностно-ориентационная и ценностно-поисковая деятельность:

- литературные гостиные (встречи с деятелями культуры и искусства, интересными людьми различных профессий и т.д.);

- конкурсы-посвящения (в первокурсники), конкурсы эстетэрудитов, смотры-конкурсы творческих работ, юбилейные творческие вечера;

- воспитательные часы, диспуты, дискуссии, ток-шоу по эстетической проблематике;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Характеристика игрушки и взгляды педагогов на игру
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Януш Корчак писал: «Игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». К. Д. Ушинский утверждал, что для ребёнка игра - это «действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. И ...

Интерполяция данных
Прибегать к интерполяции школьникам приходится редко, поскольку справочные значения, как правило, задаются в условии, но уметь это делать тем не менее надо. Используем интерполяционную формулу Лагранжа. Она достаточно громоздка для вычислений вручную, но с помощью компьютерных средств обработки инф ...

Природоохрана и природопользование
В сфере экологического сознания парадигма «человеческой исключительности» предстает как парадигма «человеческой освобожденное», освобожденности от подчинения объективным экологическим закономерностям. Базирующееся на ней экологическое сознание в целом может быть названо антропоцентрическим, посколь ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru