Образование сегодня » Закономерности развития творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы

Закономерности развития творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы

Основной целью воспитания нового человека является всестороннее гармоническое развитие личности, воспитание ее в духе высокой идейности и преданности родине. Успешное достижение этой цели возможно только на основе комплексного подхода к воспитанию. Обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического воспитания и физического развития, учащихся особенно важно на современном этапе гуманистического строительства.

Комплексный подход к воспитанию школьника заключается, прежде всего, в том, что все воспитательные воздействия направлены на формирование его личности в целом, объединены в единую целостную систему, Можно выделить ряд компонентов комплексного подхода к воспитанию: единство цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитания; единство воздействия на сознание, чувства и поведение школьника; целенаправленная организация всех сфер деятельности; единство обучения, развития и воспитания; единство обучения и идейно-нравственной закалки школьников; органическая связь и единство воспитания и самовоспитания; воздействие всех воспитательных институтов; организационное обеспечение четкого планирования и координации воспитательной деятельности всех социальных институтов воспитания.

Воспитание – многогранный процесс целенаправленного воздействия на ребенка. В "Уставе средней общеобразовательной школы" подчеркивается, что обучение и воспитание учащихся проводится школой как в процессе учебной, так и внеклассной работы, В свое время А.С. Макаренко указывал: "… никакого права ограничивать воспитательный процесс классной работой, конечно, никто не имел, как не имеет права инженер-строитель утверждать, что при постройке дома достаточно заняться только вопросами центрального отопления и конструкции крыши…".

В школе за последние годы сложилась четкая система внеклассной воспитательной работы, создано много педагогически целесообразных и проверенных на практике форм внеклассной деятельности школьников. Предлагаемое пособие по спецкурсу знакомит будущего учителя начальных классов с методикой организации и проведения внеклассной воспитательной работы с младшими школьниками.

Методика внеклассной воспитательной работы является составной частью общей педагогики и исходит из объективных закономерностей воспитательного процесса. На основе общих принципов, содержания и методов гуманистического воспитания она определяет систему методов, организационных форм и видов деятельности, используемых во внеклассной работе и направленных на всестороннее развитие личности школьника.

Основная педагогическая роль внеклассных воспитательных мероприятий – это формирование и развитие творческой личности учащегося. Они предполагают использование в практической деятельности педагогических работников техник, методик, технологий, основанных на творческой деятельности.

Ориентация на творческую деятельность учащихся актуализирует потребность педагогов дополнительного образования в психолого-педагогическом образовании по этой проблеме. Решающее значение в формировании личности имеет деятельность. Деятельность – это та сфера, через которую происходит как воздействие человека на мир, так и формирование самого человека. Внеклассная воспитательная работа предполагает включение всех детей в разнообразную коллективную деятельность: познавательную, трудовую, эстетическую, спортивную, игровую. Деятельность младших школьников во внеурочное время строится на основе активности и самодеятельности детей при тактичном педагогическом руководстве. Коллективная деятельность активизирует эмоциональную сферу ребенка, обогащает его духовный мир, является одним из факторов нравственного развития. Особое внимание уделяется совершенствованию подготовки учащихся к общественно полезному, производительному труду. Воспитывать любовь к труду, глубокое уважение к людям труда и готовность работать в сфере материального производства – эти задачи решаются учителем и при организации деятельности младших школьников во внеурочное время.

В различных видах деятельности ребенок вступает во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, учится оценивать поступки окружающих его людей, стремится самостоятельно разобраться в происходящих событиях. Помочь ему в этом могут слово учителя, книга, газета, произведения изобразительного, музыкального искусства. Рассматриваются основное содержание, наиболее эффективные формы политического, нравственного, эстетического просвещения школьников во внеклассной работе. При этом подчеркивается необходимость сочетания методов организации коллективной деятельности с методами убеждения.

Во внеклассной воспитательной работе с младшими школьниками активное участие принимают и родители детей. Перед учителем начальных классов в связи с этим стоит задача не только привлечь родителей к внеклассной работе, но и раскрыть им задачи, содержание внеклассной деятельности младших школьников

Цель исследования – выявить закономерности развития творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы.

Объект: непосредственно влияние внеклассной работы на развитие творческих способностей подростков.

Предмет: условия и средства развития творческих способностей в условиях внеклассной воспитательной работы.

Задачи исследования:

- проанализировать литературу по данной проблеме;

- определить психолого-физиологические особенности подростков

- изучить влияние внеклассной работы на формирование творческих способностей подростков;

- разработать педагогические рекомендации к проведению внеклассных мероприятий

Гипотеза исследования: создание условий для творческой реализации подростков в условиях внеклассной и внешкольной работы, способствует повышению уровня их творческих способностей.

База исследования: МОУ СОШ №5.

Методы исследования:

Общенаучные (анализ специальной литературы);

Педагогические (наблюдение, тестирование, опросы, беседы).

Прочее о педагогике:

Критика идеалистических теорий игры
Создавая теорию игры, отечественная педагогика подвергла критике многие идеалистические теории. Большое влияние на педагогику оказала биологическая теория игры немецкого психолога Карла Гроса, автора двух капитальных трудов «Игры животных» и «Игры людей». Плеханов критиковал эту теорию за то, что о ...

Содержание и методика обобщающего повторения на примере темы: «Четырехугольники»
Решением одной из важных задач общеобразовательной и профессиональной школы является усиление прикладной направленности обучения. В этой связи важно выработать у учащихся умение при решении конкретных вопросов ориентироваться на существенные свойства объектов и явлений. Большие возможности для форм ...

Наказание и поощрение
Для профилактики или ликвидации «трудного» поведения ó ребенка важно воспитывать дисциплинированность. В связи с этим возникает вопрос: как применять наказание и поощрение в семье? Сразу отметим, что достаточно тяжелые или легкие наказания нецелесообразны. Среди средних наказаний особых разл ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru