При исследовании предметных и образовательных эффектов факультативного курса “Пифагорейское учение о числе и величине” было выдвинуто несколько предположений. Одно из них состояло в том, что факультативный курс “Пифагорейское учение о числе и величине” предоставляет детям новые ситуации для моделирования. Необходимо было проверить, действительно ли дети моделируют на новом материале.
Моделирование как учебное действие является центральным в учебной деятельности школьников на разных ступенях образования, поскольку без него невозможно теоретическое мышление.
В развивающем обучении, при изучении понятия числа, происходит моделирование процесса выделения кратного отношения и его результата [6]. Так, кратное отношение может быть выражено с помощью предметных или графических палочек (“меток”), указывающих результат как отдельного “наложения” меры, так и всех подобных “наложений” (сколько раз данная мера содержится в величине через их кратное отношение) (рис 3.1.).
Буквенная модель процесса и результат выделения кратного отношения выглядит так
В начальной школе при моделировании числа (как кратного отношения величин) объект моделирования и сама модель сильно не отличаются. Возникает вопрос, о том, что моделированием дети овладевают вообще или только на величинах.
Данный факультатив предоставляет детям новый материал для моделирования. А именно моделирование чисел представленных через эйдос, т.е. чисел которые представлены не как отношение величин (модель и объект моделирования существенно отличаются).
Были разработаны задания, решения которых связаны с построениями моделей фигурных чисел. В заданиях предлагалось доказать, что утверждения являются теоремами.
Рассмотрение и доказательство теорем есть ничто иное, как работа с фигурными числами в “общем случае”. Была выдвинута гипотеза о том, что за счет факультативного курса “Пифагорейское учение о числе и величине” дети научаются выстраивать способ работы с фигурными числами в “общем случае”.
Проведены проверочные занятия факультатива, где детям предлагалось решить данные задания.
На факультативе были пройдены теоремы:
№1. Сумма двух треугольных чисел равна гетеромекному числу;
№2. Сумма двух последовательных треугольных чисел равна квадратному числу.
На занятиях их рассматривали как задания, а не теоремы. Дети их решали (показывали) на конкретных примерах. Как теоремы не рассматривали и не доказывали.
Задание: доказать, что утверждения, ранее рассмотренные как задания, являются теоремами.
Ход занятия:
1. Дети раньше встречались с понятием теорема. Предстояло вспомнить, что теорема это утверждение, которое справедливо для всех чисел, и чтобы доказать, что утверждение является теоремой необходимо показать, что оно выполняется не только для конкретных чисел, а для любого взятого числа.
2. Доказательство теоремы №1.
а) Показать, что утверждение справедливо для конкретных чисел.
б) Построить модель треугольного числа (чтобы показать, что утверждение справедливо для всех треугольных чисел) (рис 3.2.).
выделить форму;
обозначить стороны;
выделить первый и последний гномон;
Прочее о педагогике:
Анализ результатов коррекционной работы
С целью оценки эффективности проведенного обучения, по его окончании, мы провели контрольное исследование. Поскольку основная задача коррекционного обучения состояла в формировании лексико-грамматического строя речи (импрессивной и экспрессивной) на контрольном этапе нами исследовались методики исс ...
История школьного самоуправления
Выработка целесообразных форм организации процесса обучения и воспитания детей и накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялись человечеством с незапамятных времен. До нас дошли сведения о прогрессивной деятельности многих педагогов древности, чьи мысли, выводы из практики образовательн ...
Типы и причины отклонений в поведении подростков с задержкой психического
развития
Прежде чем приступить к работе над теоретической частью, я ознакомилась с литературой, которая освещает проблему отклоняющегося поведения у подростков и пришла к выводу, что причины отклонения в поведении подростков с задержкой психического развития во многом совпадают с причинами и типами отклонен ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.