Целесообразно рассматривать особенности образования у школьников такого важного математического понятия, как понятие числа, с которого начинается вхождение ребенка в школьную математику и которое сохраняет свое назначение на всем протяжении ее усвоения.
Психологические исследования содержания первых разделов традиционного курса арифметики, выявили ряд обстоятельств, которые позволили увидеть недостатки данного курса и наметить новые пути введения понятия о числе.
Эффективный шаг в этом направлении представляет курс развивающего обучения математики, по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. По программе развивающего обучения ученики начальной школы овладевают понятием числа как отношением величины к мерке.
При внедрении развивающего обучения в массовую школу, в мышлении школьников, отмечена проблема. На уроке дети рассматривают число только как средство измерения величин, но вместе с тем у них существует другое, можно назвать “житейское”, понимание числа. Дети не всегда различают представление числа (способ записи) и понимание числа (когда одна и та же физическая величина может быть соотнесена с самыми разными конкретными числами).
Для разрешения этой проблемы, как один из возможных вариантов, был разработан факультативный курс “Пифагорейское учение о числе и величине”. Данный курс разработан и реализуется учителем математики общеобразовательного лицея №1 Ольшевской Н.А., в общеобразовательном лицее №1 для детей третьего класса.
Существование данного факультативного курса “Пифагорейское учение о числе и величине” вызывает вопрос о том, как он влияет на формирование понятия числа.
Рассмотрение этого вопроса является целью данной дипломной работы.
Объект исследования: факультативный курс “Пифагорейское учение о числе и величине” разработанный и реализуемый учителем математики общеобразовательного лицея №1 Ольшевской Н.А.
Предмет исследования: процесс формирования понятия числа в начальной школе.
Цель дипломной работы: построить диагностику предметных и образовательных эффектов факультативного курса “Пифагорейское учение о числе и величине”.
В ходе работы была выдвинута гипотеза о том, что за счет факультативного курса “Пифагорейское учение о числе и величине” дети научаются: 1) выстраивать способ работы с фигурными числами в “общем случае”; 2) использовать фигурные числа как способ решения задач, в том числе в тех задачах, где явно не сказано о каком представлении числа идет речь.
Задачи исследования:
Определить основную цель факультативного курса “Пифагорейское учение о числе и величине”.
Разработать задания, которые позволят определить, как дети моделируют на новом материале.
Разработать задания, которые позволят проверить, насколько дети соотносят пифагорейские числа, т.е. числа представленные через эйдос, с числами которые представлены как кратное отношение величин.
В первой главе данной работы предоставлен материал о процессе формирования понятия числа в начальной школе. Рассмотрены основные недостатки традиционного способа знакомства детей с числом. Кратко описано содержание учебного предмета по математике в развивающем обучении и его отличие от традиционной программы. Описан состав учебных действий при усвоении учениками начальной школы общей формы числа (как отношение величины к мерке).
Отмечены трудности школьников, обучающихся по программе развивающего обучения, в понимании числа.
Из истории математики рассмотрено пифагорейское учение о числе, которое позволяет увидеть другое представление числа, нежели число как кратное отношение величин.
Во второй главе описаны основные цели, задачи и краткая программа факультативного курса “Пифагорейское учение о числе и величине”, который разработан и реализуется учителем математики общеобразовательного лицея №1 Ольшевской Н.А., в общеобразовательном лицее №1 для детей третьего класса.
В третьей главе предоставлено описание проведенных исследований предметных и образовательных эффектов факультативного курса «Пифагорейское учение о числе и величине», и приведены результаты данных исследований.
Прочее о педагогике:
Сущность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном
процессе
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества. Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, ...
Основные психолого-педагогические приемы обучения педагогическому общению
Наиболее распространенными являются пять приемов, позволяющих установить оптимальное педагогическое общение между преподавателем и обучаемыми: 1) преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности учащихся; 2) учащиеся понимают своего преподавателя и принимают его как наставника; 3) действия ...
Общая характеристика профессиональной деятельности
Сущность профессиональной подготовки как отображения цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, воспроизводящей инвариантные параметры личности и деятельности педагога. Цели нынешнего высшего образования все больше связываются с становлением мастерски-личностных качеств выпу ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.