В истории математики существует другое, представление числа, нежели представление числа как кратное отношение величин.
История античной арифметики начинается с пифагорейцев. Именно пифагорейцы внесли наибольший вклад в развитие этой дисциплины. По преданию, Пифагор (570-497 до н.э.) первый назвал мироздание словом “космос” (надлежащий порядок). Цель пифагорейской общины состояла в обустройстве жизни в согласии с божественным космическим законом. Начала такого обустройства Пифагор и его ученики видели в правильной связи и соразмерности всего сущего; источником же соразмерности служили числовые отношения, и поэтому первоначалом всего оказалось число.
Пифагорейцы считали, что все закономерности мира можно выразить с помощью чисел, что “элементы чисел являются элементами всех вещей, и что весь мир в целом является гармонией и числом” (Аристотель) . Отсюда исключительный интерес пифагорейцев к основе основ – арифметике (наука, изучающая сущность числа), с помощью которой можно выразить все отношения между вещами и построить модель мира.
Арифметика пифагорейцами считалась главной среди основных разделов, составляющих систему знания - геометрии (как учения о фигурах и способах их измерения), музыки (как учения о гармонии и ритме) и астрономии (как учения о строении Вселенной).
Пифагор считал, что все вещи имеют число и между всеми числами имеется отношение. Согласно пифагорейскому определению, впоследствии принятому в античной философии, число представляет собой множество, составленное из единиц. Единица в пифагорейской традиции представляет собой “минимальную сущность” “неделимую по природе” и служит “естественным началом всех чисел”. Монада, согласно пифагореизму, есть всевключающее Единое Начало, "благородное число, Прародитель Богов и людей". Монада-начало числа, а число-совокупность монад .
Числа у Пифагора считались не просто абстрактными заменителями реальных вещей, но живыми сущностями, отражающими свойства пространства, энергии или звуковой вибрации.
Основу теоретической арифметики пифагорейцев составляло рассмотрение и доказательство теорем – утверждений, относящихся или ко всем вообще числам без исключения, или ко всем числам некоторого определенного класса (например, ко всем нечетным числам), и не зависящих от того, сколько конкретных единиц в этих числах содержится. Исходный способ доказательства арифметических (равно как и геометрических) теорем состоял в наглядной демонстрации их истинности. Каждый особенный числовой класс при “демонстрационном” способе доказательства характеризовался, прежде всего, своим фигурным обликом – эйдосом.
Главная наука о числе, арифметика, была неразрывно связана с геометрией и потому числа, соотносились с правильными геометрическими фигурами. Они подразделялись на:
линейные числа (рис 1.1.) - самые простые числа, которые делятся только на единицу и на самих себя и вследствие этого могут быть изображены в виде линии, составленной из последовательно расположенных точек;
плоские числа (рис 1.2.) - числа, которые могут быть изображены и представлены в виде произведения двух сомножителей;
телесные числа (рис 1.3.) - числа, которые могут быть выражены произведением трех сомножителей;
Прочее о педагогике:
Значение семьи в жизни ребенка
Семейная жизнь для ребёнка то же, что для нас общественное. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребёнок научается одно любить, другое – ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются его интересы, ...
Коррекция звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Система обучения детей младшего школьного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В. Туманова). Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком на данном возрастном этапе ...
Спортивное направление в структуре социокультурного сервиса
Основные этапы истории развития спортивного сервиса в России излагаются в учебнике В.Г. Велединского «Спортивно-оздоровительный сервис». В основе физической культуры (как части общей культуры общества) лежит биологическая потребность человека в двигательной активности и потребности общественной жиз ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.