треугольные числа (рис 1.4.) - числа, которые могут быть изображены треугольниками;
квадратные числа (рис 1.5.) - числа, которые могут быть изображены квадратами;
и т.д.
В случае фигурных чисел в роли основной порождающей операции выступает применение гномона (последовательно прибавляемые к единице или к другому началу “слои” греки называли гномонами). Общее определение гномона находим у Герона: “вообще гномоном является то, что при прибавлении к чему-нибудь, числу или фигуре оставляет составленное целое подобным тому, что было до прибавления”.
Бытует мнение, что ранние пифагорейцы занимались в арифметике по преимуществу тем, что искали для каждого числа его “истинную форму”, своего рода “портрет”. Дескать, число “три” было для них только треугольным, а число “четыре” только квадратным. Щетников А.И. в своей работе опровергает это мнение. Он пишет о том, что гораздо более осмысленным представляется считать, что пифагорейцы в своей арифметике исходили отнюдь не из отдельных чисел, приискивая им “форму”, а из самих формообразующих принципов как таковых. В центре их интереса находилась живущая в четности и нечетности, треугольности, квадратности, пятиугольности, гетеромекности, кубичности, пирамидальности и других идеях – “фигурностях” ритмичность воспроизводства формы через регулярное наращивание количества. Этот интерес привел пифагорейцев к открытию взаимосвязи отдельных форм: к примеру, они установили, что всякое квадратное число раскладывается в сумму последовательных нечетных чисел, и т.п. тем самым идея квадратного числа, или квадратность, для математиков пифагорейской школы состояла, прежде всего, в том, что в этой квадратности уже были потенциально скрыты и путем различных преобразований формы могли быть выявлены треугольность, гетеромекность, четность, нечетность и другие “фигурности”.
В возникшем понятии “фигурного числа”, нашла свое отражение тесная связь, существующая между понятиями числа и пространственной протяженностью.
Кольман Э. пишет о том, что у пифагорейцев точка, изображавшая единицу, была дальше неделима – она была математическим атомом; сама точка определялась как единица, обладающая положением. Для того чтобы быть отличимыми друг от друга, единицы-точки должны были отделяться пространством, каждая точка должна была иметь вокруг себя “поле”. Благодаря этому каждое число можно было изображать не только при помощи точек, но и квадратных полей, или тех и других, как, например, число 3 в виде (рис. 1.6.):
. |
. |
. |
. . .
|
Таким образом, в основе здесь лежит понятие числа, которое лишь изображается фигурой: геометрия подчинена арифметики .
Фигурные числа отражали своим видом способ, которым они были арифметически порождены, т.е. были ли они получены путем сложения или умножения.
Прочее о педагогике:
Особенности адаптации младших школьников
Как известно, дети, пришедшие в первый класс в возрасте 6,5-7,5 лет, находятся в возрастном кризисе. В это время ребенок переживает состояние повышенного психического напряжения, так как новая социальная ситуация развития предъявляет новые требования к уровню его психической зрелости. Подобное напр ...
Трудности школьников в понимании числа
Как ни сильна в школьном обучении, по программе развивающего обучения, тенденция сведения всех форм числа к одной – отношению величин, к числу как к абстрактному средству измерения, построение школьного курса математики, сталкивается с большими психологическими трудностями . Обычно математическое р ...
Брак в подростковом возрасте
Любовь — высокое благородное чувство, которое сопровождается сильными психоэмоциональными реакциями. Настоящая любовь — это гармония духовного и физического начала, идеального и материального. Духовное, нравственное в любви облагораживает то, что идет от инстинкта, а инстинкт не позволяет любви быт ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.