Прежде чем приступить к работе над теоретической частью, я ознакомилась с литературой, которая освещает проблему отклоняющегося поведения у подростков и пришла к выводу, что причины отклонения в поведении подростков с задержкой психического развития во многом совпадают с причинами и типами отклонений в поведении нормально развивающихся подростков.
Многообразие подходов проявляется при решении таких задач, как диагностика, профилактика и преодоление отклоняющегося поведения. Однако для того, чтобы профилактическая деятельность была эффективной, необходимо осознать, что отклоняющиеся поведение имеет сложную природу, обусловленную разнообразными взаимодействующими факторами.
М.Трус в своей научной статье "Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания" выделяет следующие факторы:
Биологические – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушение умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.)
Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях – повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка.
Социально-психологические факторы – выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушениям процесса социализации.
Социально-экономические факторы – включают социальное неравенство, расслоение общества, безработицу и как следствие, социальную напряженность.
Морально-этические факторы – проявляются в понижении морально-нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая оказывала бы влияние на социализацию личности.
Таким образом, отклонение в поведении подростков с задержкой психического развития из неблагополучной семьи предстает, как нормальная реакция, на ненормальные для подростка условия, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
В подростковом возрасте наиболее распространены такие виды отклоняющегося поведения: уходы из дома; бродяжничество; школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, злословие, промискцитем (беспорядочные половые связи), употребление алкоголя, табака, наркотиков, вымогательство, попрошайничество.
По мнению А.Е.Личко, распространена классификация Р.Дженкинс, которая включает в себя 7 видов нарушения поведения в детском и подростковом возрасте: гиперкинетическая реакция; реакция ухода; реакция аутистического типа; реакция тревоги; реакция бегства; "несоциализированная агрессивность"; групповые правонарушения".
Девиантное поведение подростков достаточно освещено в отечественной медицинской литературе. Оно как правило, включает такие формы как делинквентное (противоправное) поведение; суицидальное поведение; побеги из дома, бродяжничество.
Психологическая и медицинская классификация не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.
Современный отечественный исследователь Ю.А.Клейберг на примере подростковой девиантности раскрывает девиантное поведение через отношение личности к культурным нормам. Отклоняющееся поведение – это "специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним". Для этого используются особые приемы: слэнг, символика, мода, манера, поступок и т.д.
Отклоняющееся поведение может быть следствием духовных проблем, оно может быть связано с внутриличностными конфликтами и неадекватными психологическими защитами, оно может быть результатом семейной дисфункции, и наконец, нежелательное поведение может быть просто привычкой – действием, которое неоднократно повторялось и вознаграждалось внешней и внутренней выгодой.
Прочее о педагогике:
Стиль педагогического общения
и стили руководства как предпосылка продуктивного взаимодействия педагога и
учащегося
Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от стиля общения и стиля руководства воспитанниками. Стиль – это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. По определению психолога А. А. Бодалева, стиль – это индивидуально-своеобразная манера дейст ...
Подбор стихотворений для заучивания
Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесны ...
Методы изучения коллективных явлений
Методы изучения коллективных явлений И.П. Подласый в своей книге “Педагогика” описывает очень подробно. Он предлагает также различные тесты, как для педагогов, так и для учеников. Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы и ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.