Образование сегодня » Развитие слухоречевой памяти у детей » Эмпирическое изучение особенностей развития слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Эмпирическое изучение особенностей развития слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Страница 2

По результатам проведения методики «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия был составлен график, в соответствии с которым присваивался один из уровней объема кратковременного запоминания (рис. 1).

Рис. 1. Распределение детей по уровню кратковременного объема запоминания слов

Исходя из полученных данных видно, что по четыре человека назвало 4 и 5 слов, и по одному учащему назвало 6 и 7 слов при первом предъявлении. Соответственно высокий уровень объема кратковременной памяти выявлен у одного учащегося с умственной отсталостью, средний уровень выявлен у пяти человек и низкий уровень объема кратковременной памяти выявлен у четырех учащихся с умственной отсталостью. Очень высокий и очень низкий уровень не был выявлен ни у одного испытуемого.

По результатам проведения методики «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия был составлен график, в соответствии с которым присваивался один из уровней эффективности запоминания слов (рис. 2).

Рис. 2. Распределение детей по уровню эффективности запоминания слов

Исходя из полученных данных видно, что по одному ребенку назвали 5 и 9 слов. Двое учащихся назвали 6 слов, двое – 7 слов и четыре ребенка с умственной отсталостью воспроизвели восемь слов. Соответственно очень высокий уровень эффективности запоминания выявлен у одного ребенка младшего школьного возраста с умственной отсталостью. У шести детей выявлен высокий уровень эффективности запоминания слов и средний уровень выявлен у трех человек.

Объем кратковременной слуховой памяти испытуемого равен 5, что соответствует норме. Юрий

воспроизвел при третьем повторении слов одно лишнее слово – река, однако забыл его при следующем повторении и сказал «озеро», в дальнейшем при повторении он «застрял» на этой ошибке. Однако первые три раза ребенок называл одно и тоже количество слов, что может свидетельствовать об отсутствии заинтересованности, выраженную утомляемость. Уровень слухоречевой памяти снижен, так как испытуемый назвал недостаточное количество слов при большом количестве повторений. Испытуемый в первый раз воспроизвел 5 слов, затем 6,5,5,6, что свидетельствует об отсутствии желания запомнить как можно больше слов. Уровень долговременной памяти снижен и равен четырем.

У учащихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста также наблюдались восходящие характеристики типа кривой и кривая в форме «Плато», у одного ребенка выявлен нисходящий тип кривой.

По результатам проведения методики «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия был составлен график, в соответствии с которым присваивался один из уровней долговременного запоминания слов (рис. 3).

Рис. 3. Распределение детей по уровню долговременного объема запоминания слов

Исходя из полученных данных видно, что по два человека воспроизвело 3, 4, 5 и 6 слов и по одному учащемуся воспроизвело 8 и 9 слов. Очень высокий уровень объема долговременной памяти набрал 1 человек, у одного учащегося с умственной отсталостью выявлен высокий уровень долговременного запоминания. Средний уровень выявлен у четырех человек и низкий уровень у четырех учащихся с умственной отсталостью. Очень низкий уровень объема долговременной памяти не был выявлен.

Наиболее грубыми ошибками при воспроизведении слов были замены и искажения, персеверации. Смысловые замены наблюдались у трех учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Например, Юра воспроизвел одно лишнее слово «Река», но при следующем воспроизведении слов его забыл и сказал «Озеро», заменяя его по смыслу. Олег воспроизвел слово «Ёж» вместо «Рысь», заменяя данное слово по смыслу (категория: животные).

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Методы изучения коллектива и личности, применяемые учителем в педагогической работе
Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения - массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко испол ...

Информационное математическое моделирование: понятие, цели и этапы
Начнем с термина «информация». Во-первых, компьютер информацию в «сыром виде» не обрабатывает, и вообще, такого технического устройства нет. Во- вторых, об алгоритмах обработки таких вещей можно говорить, лишь в каком-то переносном смысле. И в-третьих, термин «информация», лишаясь при таком подходе ...

Особенности обучению чтению старшеклассников
В настоящее время в отечественной и зарубежной психологии имеются довольно обстоятельные надежные и убедительные исследования по проблеме психологии старших школьников. Эти результаты психологических исследований могут быть плодотворно использованы для разработки частных проблем обучения. Более тог ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru