Образование сегодня » Развитие слухоречевой памяти у детей » Эмпирическое изучение особенностей развития слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Эмпирическое изучение особенностей развития слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Страница 3

У младших школьников с умственной отсталостью наблюдались замены по звучанию, например, Александр назвал слово «Окно» вместо «Кино». Также наблюдались искажения, например, Виктор называл при каждом воспроизведении слово «Числа» вместо «Число». Мария использовала уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорила вместо «Зонт» – «Зонтик».

Анализ данных ошибок говорит нам о том, что в большинстве случаев дети допускают ошибки, которые приводят к малому объему и невысокой эффективности запоминания слов. Наблюдается воспроизведение лишних слов и персеверация на них. Следовательно детям требуется серия коррекционно-развивающих занятий.

По результатам проведения методики «Запоминание рассказа» А.Р. Лурия был составлен график, в соответствии с которым присваивался один из уровней развития логической памяти: высокий, средний или низкий.

Из десяти обследуемых два человека имеют высокий уровень, средний уровень выявлен у шести учащихся с умственной отсталостью и низкий у двух человек. Рассмотрим типичные примеры выполнения задания.

Рис. 4. Распределение детей по уровням развития логической памяти при проведении диагностической методики

Антон (средний уровень развития логической памяти) пересказывая содержание текста по памяти демонстрировал логику и последовательность событий, происходящих в основном тексте, но при этом имели пропуски смысловых отрезков, которые не давали ему возможности логически завершить предложение или сделать плавный переход от одной части рассказа к другой, и в такие моменты Антон останавливался и пытался вспомнить. Антон вставлял в свой рассказ вопросы и реплики. После коротких пауз, вспомнив последовательность событий продолжал рассказ: «Ну, короткий рассказ. Галка жила – жила, у нее там кувшин стоял. Камушки начала кидать. А как? (пауза) У кувшина же горлышко узкое? (пауза) Вода стала выше, ну и она стала пить».

Юрий (низкий уровень развития логической памяти) воспроизвел только начало рассказа. Содержание середины и конца текста пытался вспомнить, но не смог. Дополнительные вопросы ребенку не помогли вспомнить рассказ, Юрий начал придумывать то, чего не звучало. Таким образом он смог воспроизвести всего два смысловых фрагмента: «Хотела галка пить. Стоял кувшин (пауза) (с чем кувшин?) с водой. (пауза) (И что галка начала делать?) начала летать возле кувшина».

Таблица 1. Типы ошибок, допущенных учащимися с умственной отсталостью при проведении диагностических методик

Тавтология

10%

Лексические ошибки

50%

Речевая недостаточность

30%

Смысловая незаконченность

40%

Искажение смысла

50%

Замена, не искажающая смысла

40%

Пропуск смысловых отрезков в начале

50%

Пропуск смысловых отрезков в середине

70%

Пропуск смысловых отрезков в конце

50%

Отсутствие смысловых отрезков

20%

Наиболее грубыми ошибками являются замены и алогизмы, приводящие к нарушению логической закономерности и искажению смысла исходного текста.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Роль отца в жизни ребенка
В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностног ...

Проблемы адаптивного тестирования и адаптации тестов к национальным и личностным особенностям тестируемых
При формирования мирового образования (образование пере­стает быть внутренним делом отдельной страны) необходимо вырабо­тать единые стратегии в оценке качества образовательных услуг. Сис­тема оценивания знаний и умений, имеющаяся в каждой стране, уже не является статичной, замкнутой в себе самой. О ...

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
Речь заикающегося сопровождается запинками, остановками (тонические речевые судороги), повторениями отдельных звуков, слогов, слов (клонические речевые судороги). Заикающимся свойственно введение в речь добавочных слов (эмболофазия), подмена "трудных" слов "легкими" (уловки), со ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru