У младших школьников с умственной отсталостью наблюдались замены по звучанию, например, Александр назвал слово «Окно» вместо «Кино». Также наблюдались искажения, например, Виктор называл при каждом воспроизведении слово «Числа» вместо «Число». Мария использовала уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорила вместо «Зонт» – «Зонтик».
Анализ данных ошибок говорит нам о том, что в большинстве случаев дети допускают ошибки, которые приводят к малому объему и невысокой эффективности запоминания слов. Наблюдается воспроизведение лишних слов и персеверация на них. Следовательно детям требуется серия коррекционно-развивающих занятий.
По результатам проведения методики «Запоминание рассказа» А.Р. Лурия был составлен график, в соответствии с которым присваивался один из уровней развития логической памяти: высокий, средний или низкий.
Из десяти обследуемых два человека имеют высокий уровень, средний уровень выявлен у шести учащихся с умственной отсталостью и низкий у двух человек. Рассмотрим типичные примеры выполнения задания.
Рис. 4. Распределение детей по уровням развития логической памяти при проведении диагностической методики
Антон (средний уровень развития логической памяти) пересказывая содержание текста по памяти демонстрировал логику и последовательность событий, происходящих в основном тексте, но при этом имели пропуски смысловых отрезков, которые не давали ему возможности логически завершить предложение или сделать плавный переход от одной части рассказа к другой, и в такие моменты Антон останавливался и пытался вспомнить. Антон вставлял в свой рассказ вопросы и реплики. После коротких пауз, вспомнив последовательность событий продолжал рассказ: «Ну, короткий рассказ. Галка жила – жила, у нее там кувшин стоял. Камушки начала кидать. А как? (пауза) У кувшина же горлышко узкое? (пауза) Вода стала выше, ну и она стала пить».
Юрий (низкий уровень развития логической памяти) воспроизвел только начало рассказа. Содержание середины и конца текста пытался вспомнить, но не смог. Дополнительные вопросы ребенку не помогли вспомнить рассказ, Юрий начал придумывать то, чего не звучало. Таким образом он смог воспроизвести всего два смысловых фрагмента: «Хотела галка пить. Стоял кувшин (пауза) (с чем кувшин?) с водой. (пауза) (И что галка начала делать?) начала летать возле кувшина».
Таблица 1. Типы ошибок, допущенных учащимися с умственной отсталостью при проведении диагностических методик
Тавтология |
10% |
Лексические ошибки |
50% |
Речевая недостаточность |
30% |
Смысловая незаконченность |
40% |
Искажение смысла |
50% |
Замена, не искажающая смысла |
40% |
Пропуск смысловых отрезков в начале |
50% |
Пропуск смысловых отрезков в середине |
70% |
Пропуск смысловых отрезков в конце |
50% |
Отсутствие смысловых отрезков |
20% |
Наиболее грубыми ошибками являются замены и алогизмы, приводящие к нарушению логической закономерности и искажению смысла исходного текста.
Прочее о педагогике:
Накопление пассивного словаря детей раннего возраста
Пассивный словарь – это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии. В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача – накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаг ...
Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня
адаптации к учебной деятельности первоклассников
Анализ результатов диагностики адаптации к школьному обучению показал, что у учащихся «группы риска»: низкий уровень учебной мотивации, слабо развиты речь, работоспособность и произвольность поведения. И средняя степень или трудности в адаптации с позиции педагогов и родителей. Поэтому были поставл ...
Состав и особенности учебных действий детей при усвоении ими общей формы
числа в развивающем обучении
Опишем учебные действия, при выполнении которых дети выявляют условия происхождения самой формы числа и овладевают способом ее построения. Курс развивающего обучения, разработанный Элькониным Д.Б. и Давыдовым В.В., начинается с введения понятия величины, определенного отношениями “равно”, “больше”, ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.