Образование сегодня » Диагностика и коррекция психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения » Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников

Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников

Страница 1

Анализ результатов диагностики адаптации к школьному обучению показал, что у учащихся «группы риска»: низкий уровень учебной мотивации, слабо развиты речь, работоспособность и произвольность поведения. И средняя степень или трудности в адаптации с позиции педагогов и родителей. Поэтому были поставлены следующие цели и задачи.

Цель программы

создание условий для оптимальной адаптации учащихся «группы риска» к школьному обучению, а также психологическое развитие учащихся и коррекция выявленных отклонений.

Задачи программы:

1. Создание положительной мотивации к учебной деятельности.

2. Формирование навыков адекватного, конструктивного, успешного поведения ребенка в социуме.

3. Оптимизация эмоционального состояния.

4. Формирование, актуализация и развитие навыков произвольной регуляции деятельности.

Программа предполагает использование элементов арт-терапии. Занятия сочетают в себе разнообразные виды деятельности: беседу, игру, рисование, лепку и упражнения психологического характера. Это дает возможность участникам реализовать себя в эмоционально комфортной атмосфере, способствует созданию ситуации успеха для каждого.

Данная программа состоит из 10 занятий, продолжительность занятия 1 час. Встречи с учащимися проходят один раз в неделю.

Инструментарий для занятий: бумага для рисования и самостоятельных творческих работ; цветные карандаши, мелки или маркеры, краски и кисти; природные материалы; карточки с индивидуальными заданиями; игрушки или картинки, изображающие разные эмоции; пластилин; фотоаппарат, магнитофон и записи для музыкального сопровождения занятий.

Занятие 1

Цели занятия: Знакомство участников друг с другом и групповыми занятиями как методом работы, установление правил работы в группе. Формирование позитивной мотивации к занятиям.

1. Знакомство

«Имя-факт о себе» (представление с перекидыванием предмета).

Начинать знакомство может ведущий, но если есть ребенок, желающий это сделать первым, то слово предоставляется ему. Первый человек говорит свое имя и сообщает какой-либо факт о себе, после чего перекидывает мяч другому участнику занятий. Далее участник, поймав предмет, так же что-то говорит о себе и перекидывает мяч кому-либо и так до тех пор, пока предмет не побывает в руках у каждого. После этого перекидывание идет в обратном порядке, однако ребенок уже сам не представляется, а вместо этого говорит имя того человека, которому собирается кинуть предмет.

Введение в тему занятий, зачем мы здесь собрались, и чем будем заниматься, около 5-7 минут.

2. Игра «Поменяйтесь местами, те кто»

Цель: создание благоприятного эмоционального фона, развитие наблюдательности, снятие напряжения.

Все сидят на стульях в кругу. Взрослый предлагает детям размяться после серьезной работы.

Один из участников встает в центре круга (стул, на котором сидел ребенок, убирается). Его задача – занять место на стуле. Для этого он говорит: «Поменяйтесь местами те, кто…» и называет какой-либо признак, например, «кто в брюках, кто любит мороженое» и т.д. Пока все участники перебегают с места на место, он старается занять свободный стул.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас посмотрим, кто у нас в группе оказался самый внимательный. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.».

Правила группового взаимодействия:

После игры взрослый предлагает детям занять места на стульях в кругу и объясняет необходимость создания свода правил группового взаимодействия. Первое правило называет взрослый: «Внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать». Затем предлагает детям создать такие правила, которые они считают важными. Дети предлагают правила, а взрослый их записывает на лист бумаги большими буквами (или дает возможность записать их тому, кто придумал), отслеживая, нет ли повторений. После того, как будет предложено 5-7 правил, взрослый обращает внимание детей на то, что выполнение этих правил надо требовать не только от других, но и от самих себя.

Возможные варианты правил: Приходить на занятия без опозданий; Работать активно, участвовать в предлагаемых играх и упражнениях; Говорить только от своего лица (не «вот мы…», а «я думаю …»), Слушать других внимательно, не перебивая, либо говорит только один человек. Без критики

3. Задание «мое имя»

Из любого материала составить или написать свое имя. Детям предоставляются краски, карандаши, мелки, палочки, ракушки, пуговицы.

4. Рисунок «Мой герб»

Цель: знакомство участников друг с другом, самопрезентация.

В обсуждении объясняется, что герб – это то, что символизирует человека, сообщает о нем какую-то важную информацию. Какую важную информацию может передать ваш герб? Дети рисуют.

Каждый участник представляет свой герб с краткими объяснениями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Анализ основных показателей процесса профессионально – ориентированного процесса, полученных экспериментальным путем
Для проверки эффективности игрового метода в процессе обучения будущих геологов деловому общению на французском языке был проведен постэкспериментальный срез. Тестирование проводилось по основным показателям, характеризующим речевые умения: темп речи, паузирование, правильное грамматическое оформле ...

Направления внедрения информационных технологий в образование
Сформулированные выше педагогические цели определяют основные направления внедрения СНИТ в образование. Перечислим их. 1. Использование СНИТ в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество. При этом обеспечивается: − реализация во ...

Компьютерные средства обучения
Компьютерное средство обучения (КСО) − это программное средство (программный комплекс) или программно-технический комплекс, предназначенный для решения определённых педагогических задач, имеющий предметное содержание и ориентированный на взаимодействие с обучаемым. КСО является средством, спе ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru