Образование сегодня » Развитие слухоречевой памяти у детей » Эмпирическое изучение особенностей развития слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Эмпирическое изучение особенностей развития слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Страница 4

50% учащихся с умственной отсталостью допускают ошибки искажающие смысл текста «Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить» Юра заменил предложение следующим образом: «Начала летать возле кувшина».

90% учащихся с умственной отсталостью пропускали смысловые отрезки.

50% пропускали смысловые фрагменты в начале текста. Например, Александр из начала рассказа: «Был кувшин, только вода была на дне. И жил – был птенчик…».

50% пропускали смысловые фрагменты в конце рассказа. Например, Олег закончил свой рассказ так: «Она начала кидать в кувшин камушки».

50% учащихся с умственной отсталостью допускали лексические ошибки, например, Виктор: «Галка это хотела пить и увидела кувшин, но она не могла клювом достать до дна».

Анализ выше перечисленных ошибок, допущенных учащимися при воспроизведении текста, дал нам возможность увидеть и вычленить следующие особенности логической памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью: ограниченная способность к запоминанию, отсутствие полноты и точности запоминания, уменьшение скорости запоминания, нарушение самоорганизации мнемической деятельности.

А целый комплекс таких грамматических ошибок как:

1) Повтор одного и того же слова. Например, Сергей: «Больше камней и было больше воды и она попила».

2) Тавтология (употребление рядом или близко однокоренных слов). «Жила – была галка. И она хотела пить, потом захотела пить и увидела кувшин». – Кирилл.

3) Неудачное употребление личных и указательных местоимений. Например, Мария: «…Она увидела кувшин с водой, но на дне» говорят нам о том, что в большинстве случаев дети допускают ошибки, которые приводят к изменению семантического поля и, как следствие, это приводит к искажению исходного текста.

Все дети с удовольствием шли на контакт, проявляли интерес к заданиям и выполняли их. Отказов от задания не было. Проведение диагностической методики не составило труда, на каждого ребенка в среднем было потрачено 10 – 15 минут, за это время дети не успевали переутомиться, работоспособность всех детей достаточно высокая. Двигательной расторможенности не наблюдалось.

В результате проведения диагностических методик было выявлено, что основными ошибками младших школьников с умственной отсталостью являются замены и искажения, а также грамматические ошибки. У двух четвероклассников с умственной отсталостью выявлен высокий уровень логической памяти, средний и низкий уровни логической памяти выявлены у восьми человек, что не соответствует возрастной норме, то есть необходима серия коррекционно – развивающих занятий.

Таким образом, для выявления особенностей развития слухоречевой памяти младших школьников с умственной отсталостью были выбраны две диагностических методики А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов», «Запоминание рассказа». В исследовании принимало участие 10 учащихся четвертого класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат №5 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с особыми возможностями здоровья, в период с 16 апреля по 12 мая 2012 года.

По результатам проведенного исследования были выявлены особенности слухоречевой памяти и уровни логического и механического запоминания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

У детей выявлен преимущественно средний уровень развития логической памяти. У детей отмечаются искажения слов, смысловые замены и замены по звучанию, отмечаются замены, пропуски, эпизодическая забывчивость, неточность воспроизведения, ограниченная способность к запоминанию, отсутствие полноты и точности запоминания, уменьшение скорости запоминания, нарушение самоорганизации мнемической деятельности, заметно снижен объем слухоречевой памяти.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Психологическая характеристика младшего школьного возраста
Младшее школьное детство - это период (6-11 лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии характерны: - доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоцио ...

Интегрирующая функция
На современном этапе развития образования особое и всевозрастающее значение приобретают присущие в системе средств обучения только учебнику такие специфические функции, как интегрирующая и координирующая. Бурное развитие средств массовой информации, насыщение учебного процесса аудиовизуальными и др ...

Обязательное среднее образование в Испании
Среднее образование в Испании является обязательным. Это значит, что любой ребенок, проживающий на территории страны легально или нелегально, обязан посещать учебное заведение с 12 до 16 лет. Посещать-то обязан и программу осваивать должен в меру своих сил и возможностей, но вот с документом о полу ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru