Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.
В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение длительного времени, активизации мышления слушателей; приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации, систематизации, обобщения.
Условиями эффективного проведения лекции является четкое продумывание и сообщение плана лекции, логически стройное и последовательное изложение одного за другим всех пунктов плана с резюме и выводами после каждого из них, логическими связями при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснить термины, подобрать примеры и иллюстрации, подобрать средства наглядности. Лекцию читают в таком темпе, чтобы слушатели могли сделать необходимые записи.
Преподаватели поэтому должны четко выделять то, что следует записать, а при необходимости и повторять, чтобы облегчить запись.
Подобным методом легче пользоваться с помощью аудио кассет, а также с помощью видеотехники или компьютерной техники.
Краткий курс лекций по истории «Русского народного костюма» рекомендуется использовать в ходе подготовки к урокам-лекциям
Урок-лекция. Лекция - это четкое, последовательное изложение содержаний какого-либо вопроса программы с включением как фактического материала, так и выводов и обобщений.
Основные требования к чтению лекции:
высокий научный уровень излагаемой информации;
большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;
доказательность и аргументированность суждений;
достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов, документов;
ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;
анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;
выведение главных мыслей и положений, формирование выводов;
разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;
умение установить педагогический контакт с аудиторией, использовать дидактические материалы и технические средства;
применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.
Различают следующие виды лекций:
Вводная лекция - дает первое целостное представление об учебной дисциплине и ориентирует учащихся на систему работы по данному курсу, знакомит с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дает краткий обзор курса: анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой учащимся, уточняет сроки и формы отчетности.
Лекция-информация. Ориентирована на изложение, объяснение учащимся информации, подлежащей осмыслению и запоминанию.
Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания учащегося в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения и анализа традиционных и современных точек зрения.
Прочее о педагогике:
Влияние использования метода учебных проектов на качества образования
учащихся
Опыт работы над технологией методики проекта в течение нескольких лет позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: "Как данная технология влияет на обучение иностранному языку". Естественно, меня, как учителя русского и иностранного языка, интересует тот факт, как технология влияет н ...
Становление и развитие звукослогового анализа и синтеза у детей онтогенезе
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития ...
Годичное планирование и технология проведения уроков
Игровая направленность уроков физической культуры не означает отказа от средств гимнастики, легкой атлетики и других дисциплин, просто парциальный вклад видов программного материала в общем объеме учебного времени изменяется. В нашем варианте программы занятий доля волейбола составляла около 70 про ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.