Образование сегодня » Особенности формирования звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи » Коррекция звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Коррекция звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Страница 5

По мере того как ребенок овладевает правильным и четким произношением звука во фразе и анализом предложения, нужно проводить с ним диктанты с предварительным устным или графическим анализом. В процессе анализа ученик самостоятельно находит в них слова с изучаемым звуком, произносит их, указывает, какую букву он напишет, и только после этого приступает к записи предложения.

Можно использовать также зрительно-предупредительные, выборочные и контрольные диктанты. Диктанты подбирают со строгим учетом особенностей речевого недостатка каждого учащегося и программных требовании. Можно предложить записать текст, выученный наизусть дома.

После того как будет достигнута четкость произношения и восприятия каждого из смешиваемых или заменяемых звуков и ребенок научится правильно связывать их с соответствующими буквами, приступают к последнему этану работы над звуком - его дифференциации.

Предлагая учащимся упражнения на дифференциацию звуков, следует обращать их внимание на различие в звучании артикуляции звуков, на их смыслоразличительную роль в слове. Вот примерная последовательность упражнений которые можно использовать в процессе занятий. Возьмем для иллюстрации звуки с и ш. Сначала детям надо послушать как звучат сравниваемые звуки. Затем звуки с и щ сопоставляют по артикуляции: вспоминают, как произносятся эти звуки, что у них общее и отличительное: при произнесении звука с губы растягиваются как бы в улыбке, а при произнесении ш - несколько вытянуты вперед; зубы в том и другом случае сближены; при произнесении звука с язык опущен к нижним зубам, при произнесении ш - поднят вверх. Уточняют, как можно проверить правильное произношение звуков с и ш. (При произнесении звука с слышен свист, струя выдыхаемого воздуха холодная, а при произнесении звука ш образуется как бы «шипение», выдыхаемый воздух теплый.) Ученик может произнести попеременно звуки с и ш и проверить, правильно ли он их произносит. Для этого он должен поднести тыльную сторону руки к губам.

Следующая группа упражнений направлена на развитие у детей способностей различать сравниваемые звуки на слух.

Учитель произносит слова, содержащие звуки ш и с: шалаш, сани, нос, шум, шалун, сумка, каша. Ученик должен отчетливо повторить каждое слово и сказать, какой в нем звук — с или ш - и какое место он занимает. Более легкий вариант данного упражнения, когда ученик поднимает букву, соответствующую услышанному звуку.

Можно раздать картинки, которые надо разложить в зависимости оттого, какой звук имеется в названии каждой. К букве с надо положить все картинки со звуком с, к букве ш — все картинки со звуком ш. Название картинок дети отчетливо произносят.

Здесь же можно предложить упражнение из букв разрезной азбуки, когда составляется целая цепочка слов с оппозиционными звуками. При этом замена той или иной буквы или слога изменяет смысл слова.

Муська — мушка — мишка — миска — маска — Машка — кашка —

каска — киска .кишка — кушак— кушать

При проведении письменных упражнений ученикам можно предложить составить сначала из букв разрезной азбуки и затем записать в тетради слова под диктовку или по памяти, расположив их в два столбика. Над первым столбиком ставится или записывается буква с, над вторым — ш:

с ш

насос шутка

стакан детишки

скамейка школьники

После записи эти слова прочитываются с отчетливым произношением сравниваемых звуков.

Как один из видов работ, развивающих орфографическую зоркость и регулирующих учебную деятельность, a также познавательные процессы,

следует предложить самопроверку или взаимопроверку.

Можно раздать таблички с написанными на них предложениями, в словах которых пропущены буквы с и ш. Учащиеся должны их вставить:

У Па .и .ани. У Паши сани.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Прочее о педагогике:

Повышение уровня обобщённости изучаемых знаний
В настоящее время школьный курс математики далеко отстаёт от математики как науки по уровню обобщённости знаний. Если в современной математике уровень обобщённости очень высок, то в школьном курсе математики он пока ещё весьма низок. Его повышение (в разумных пределах) приведёт к повышению информац ...

Методы экологического образования школьников в курсе глобальной географии
Экологические проблемы, по территориальному масштабу своего проявления, можно разделить на три группы: глобальные, региональные и локальные (местные). В курсе Глобальной географии экологические проблемы рассматриваются на планетарном уровне, как проблемы актуальные для всего мира. Как средства экол ...

Практическое изучение влияния уровня экспрессивной речи детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью на усвоение трудовых навыков
Эксперимент по исследованию влияния уровня развития экспрессивной речи детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью на усвоение трудовых навыков в условиях детских домов - интернатов проводился в ГУ РК "Кочпонский ДДИУОД" города Сыктывкар. Исследование проводилось ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru