В сборник программ элективных курсов по информатике вошли также следующие программы:
1. Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами (Н.А. Коряковцева).
2. Создаём школьный сайт в Интернет (М.Ю. Монахов, А.А. Воронин).
3. Учимся проектировать на компьютере (М.Ю. Монахов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахова).
4. Компьютерное моделирование: сферы и границы применения (А.В. Копыльцов).
5. Информационные системы и модели (Е.К. Хеннер, И.Г. Семакин).
6. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта) (И.Б. Горбунова, Г.Г. Белов, А.В. Горельченко).
При изучении элективных курсов наиболее наглядно проявляется тенденция развития современного образования, заключающаяся в том, что усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребёнка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.
Введение элективного курса в учебный план школы может преследовать две цели. Первая - углубление профессиональной ориентации учащихся. В таком случае элективный курс является продолжением какого-то общеобразовательного курса профильного уровня по отдельным его темам (содержательным линиям). Вторая цель -удовлетворение интересов учащихся в областях знаний, не имеющих непосредственного отношения к профилю класса. Например, в классе физико-математического или технического профиля может преподаваться элективный курс гуманитарного содержания: история, искусство, языки и т.п.
Количество различных элективных курсов и их тематика теоретически неограниченны. Реальные ограничения вызваны, прежде всего, той же причиной, что и ограничения на выбор спецкурсов в вузе: с квалификацией преподавательского состава. Тематика спецкурсов, читаемых в вузе, чаще всего связана с научными интересами преподавателей. Вузовский преподаватель - это ученый, ведущий научную работу; спецкурс в вузе - это способ приобщения студентов к научно-исследовательской работе. С тематикой спецкурсов связывается и тематика курсовых и дипломных работ студентов, а это уже приближение к профессиональной деятельности.
Наиболее серьезной проблемой для школы в области профильной подготовки оказывается кадровая проблема. В обязанности школьного учителя не входит научно-исследовательская деятельность; редкие исключения лишь подтверждают правило. Разработка собственного варианта элективного курса для школьного учителя - задача весьма проблематичная. Поэтому для абсолютного большинства школьных учителей преподавание элективного курса (равно как и общеобразовательного) возможно лишь по готовым учебно-методическим разработкам.
Другой вариант решения проблемы профильного обучения (и особенно реализации элективных курсов) - использование «сетевой модели», при которой обучение элективным курсам проводится сторонними преподавателями. Это могут быть вузовские преподаватели или преподаватели, работающие в системе дополнительного образования. При этом может использоваться и материальная база этих внешних организаций: лаборатории, компьютерные классы, библиотеки. В перспективе возможно и использование дистанционных образовательных технологий.
Содержательное и методическое построение элективного курса должно отличаться от общеобразовательного курса. Как и вузовский спецкурс, элективный курс в большей степени должен ориентировать учеников на новые формы работы, приближающие их к реальному исследовательскому или производственному процессу. К особенностям методики обучения элективным курсам следует отнести:
- в большей степени ориентацию на самостоятельную работу учащихся;
- применение проблемного, деятельностного подхода к обучению;
- активное использование проектного метода.
Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.
Создание элективных курсов - важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью Региональных программ перехода к профильному обучению.
Прочее о педагогике:
Разновозрастная команда хороша не только для игры
Для того чтобы полностью использовать внутри школы систему мягкого оценивания, необходимо создание разновозрастных групп, внутри которых каждый может быть для кого-то старшим, для кого-то младшим, то есть одновременно и выбранным, получившим высокую оценку, и выбирающим, оценивающим. Ученики парка ...
Реализация идей музейной педагогики
Структурным компонентом использования музейной педагогики в воспитательном процессе являются мини – музеи в дошкольном учреждении. Они органично дополняют образовательную среду ДОУ и становятся полем приобщения детей к духовно – историческим ценностям региона, страны. Мини - музеи способствуют расш ...
Особенности сексуального поведения подростков
В течение последнего столетия половая зрелость и сексуальная активность отмечаются во все более раннем возрасте. Об этом свидетельствуют многие труды выдающихся психологов, социологов, сексологов. В работе П.С. Варшавского подробно рассмотрены особенности сексуального поведения подростков. Обзор ис ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.