Кем назначались преподаватели? На этот вопрос можно предложить два ответа. Во-первых, осуществлялась кооптация магистрами, которые уже занимали определенные позиции, на факультетских ассамблеях (как это было в Париже), на «общих собраниях» магистров университета (в Оксфорде) или коллегиях докторов (в Авиньоне); а во-вторых, привлечение осуществлялось на основе контракта между кандидатом и университетом или представителем внешней власти (городом или князем), которые выступали в роли покровителя университета. Обычно контракт заключался и возобновлялся ежегодно. В нем точно оговаривались как обязанности учителя, так и его вознаграждение. Контрактная система возникла в Италии (Болонья, Падуя); впоследствии эта форма была заимствована теми странами, которые следовали «Болонской модели», в частности, университетами южной Франции и Испании. В XIII в. в Болонье и Падуе действовали студенческие университеты, которые сами «избирали» себе преподавателей и заключали с ними контракт. В XIV в. после появления практики оплаты труда преподавателей коммунами задача их подбора и переговоры по поводу контрактов все больше переходят в сферу компетенции городских магистратов. В Коимбре преподавателей назначал король, а в Саламанке на протяжении всего средневековья такие назначения оставались прерогативой ректора и его советников.
Формы и размеры оплаты труда преподавателей были настолько же разными, насколько различными оказывались их карьеры. И в Париже и в Болонье учителя «частных школ» XII в. получали от учеников гонорары, размер которых, похоже, определялся (по соглашению на индивидуальной или коллективной основе) до того, как преподаватель приступал к чтению лекций. К такой практике церковь относилась сдержанно, ибо «знание – дар Божий, которым торговать негоже». Поэтому в традиционных кафедральных школах, по крайней мере теоретически, обучение было бесплатным, а работа магистров обычно оплачивалась присуждаемой церковью пребендой.
В университетах преподаватели-клирики часто пользовались церковными бенефициями, размер которых был небольшой. Кроме того, многим, прежде всего молодым магистрам искусств, их не предоставляли вовсе. В аналогичном положении находились и миряне – преподаватели права и медицины в южных университетах. Именно поэтому регенты постоянно были озабочены сбором студенческих взносов (collecta). Размер collecta от факультета к факультету менялся, но никогда не был слишком большим. С конца XIII в. студентов обязали оплачивать и прием экзаменов.
Между собой преподаватели вели жесткую борьбу за лучшие бенефиции, средства от приема экзаменов и collectae. Теоретические дебаты с отсылками к Аристотелю, Библии и римскому праву позволили юристам и теологам доказать, что хотя знание – и дар Божий, который, конечно, нельзя оценить в деньгах, но труд учителя (особенно, если у него нет других источников существования) вообще-то должен оплачиваться, хотя понятно, что такую плату нельзя взимать с беднейших студентов.
Еще один способ решения проблемы был связан с установлением жалованья. С практикой назначения жалованья мы встречаемся уже в ранний период истории, когда при основании новых университетов преподавателям, которых хотели привлечь, определяли оклад. «Выплата жалованья в Италии стала традиционной, а первые примеры такой практики можно встретить в Болонье в 1280 и 1289 гг.; в 1381 г. здесь уже 23 доктора права получали жалованье от города. Впоследствии именно эта практика позволила городу усилить контроль над наймом преподавателей. Примеру Болоньи последовали и другие итальянские, а потом и испанские университеты».
Прочее о педагогике:
Сюжетно-ролевая игра «День рождения
куклы Кати»
Цель: Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни. В совместной с воспитателем игре закрепить умение детей действовать с предметами и игрушками. Способствовать объединению детей для совместных игр. Подвести детей к понятию «семейные традиции». Предшествующая работа. В течение года ...
Методы контроля эффективности педагогического процесса
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. Это может касаться изменения с ...
Выбор методов воспитания
Рассмотрим общие основы выбора методов воспитания, не затрагивая пока ни сущности, ни содержания самих методов. Какими причинами детерминируется применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели? ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.