Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Порядок предоставления университетских кафедр. Оплата преподавательского труда

Порядок предоставления университетских кафедр. Оплата преподавательского труда

Страница 2

Кем назначались преподаватели? На этот вопрос можно предложить два ответа. Во-первых, осуществлялась кооптация магистрами, которые уже занимали определенные позиции, на факультетских ассамблеях (как это было в Париже), на «общих собраниях» магистров университета (в Оксфорде) или коллегиях докторов (в Авиньоне); а во-вторых, привлечение осуществлялось на основе контракта между кандидатом и университетом или представителем внешней власти (городом или князем), которые выступали в роли покровителя университета. Обычно контракт заключался и возобновлялся ежегодно. В нем точно оговаривались как обязанности учителя, так и его вознаграждение. Контрактная система возникла в Италии (Болонья, Падуя); впоследствии эта форма была заимствована теми странами, которые следовали «Болонской модели», в частности, университетами южной Франции и Испании. В XIII в. в Болонье и Падуе действовали студенческие университеты, которые сами «избирали» себе преподавателей и заключали с ними контракт. В XIV в. после появления практики оплаты труда преподавателей коммунами задача их подбора и переговоры по поводу контрактов все больше переходят в сферу компетенции городских магистратов. В Коимбре преподавателей назначал король, а в Саламанке на протяжении всего средневековья такие назначения оставались прерогативой ректора и его советников.

Формы и размеры оплаты труда преподавателей были настолько же разными, насколько различными оказывались их карьеры. И в Париже и в Болонье учителя «частных школ» XII в. получали от учеников гонорары, размер которых, похоже, определялся (по соглашению на индивидуальной или коллективной основе) до того, как преподаватель приступал к чтению лекций. К такой практике церковь относилась сдержанно, ибо «знание – дар Божий, которым торговать негоже». Поэтому в традиционных кафедральных школах, по крайней мере теоретически, обучение было бесплатным, а работа магистров обычно оплачивалась присуждаемой церковью пребендой.

В университетах преподаватели-клирики часто пользовались церковными бенефициями, размер которых был небольшой. Кроме того, многим, прежде всего молодым магистрам искусств, их не предоставляли вовсе. В аналогичном положении находились и миряне – преподаватели права и медицины в южных университетах. Именно поэтому регенты постоянно были озабочены сбором студенческих взносов (collecta). Размер collecta от факультета к факультету менялся, но никогда не был слишком большим. С конца XIII в. студентов обязали оплачивать и прием экзаменов.

Между собой преподаватели вели жесткую борьбу за лучшие бенефиции, средства от приема экзаменов и collectae. Теоретические дебаты с отсылками к Аристотелю, Библии и римскому праву позволили юристам и теологам доказать, что хотя знание – и дар Божий, который, конечно, нельзя оценить в деньгах, но труд учителя (особенно, если у него нет других источников существования) вообще-то должен оплачиваться, хотя понятно, что такую плату нельзя взимать с беднейших студентов.

Еще один способ решения проблемы был связан с установлением жалованья. С практикой назначения жалованья мы встречаемся уже в ранний период истории, когда при основании новых университетов преподавателям, которых хотели привлечь, определяли оклад. «Выплата жалованья в Италии стала традиционной, а первые примеры такой практики можно встретить в Болонье в 1280 и 1289 гг.; в 1381 г. здесь уже 23 доктора права получали жалованье от города. Впоследствии именно эта практика позволила городу усилить контроль над наймом преподавателей. Примеру Болоньи последовали и другие итальянские, а потом и испанские университеты».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Педагогическая мысль Древнего Рима
Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана. Марк Туллий Цицерон (106-43 г. г. до н. э) был оратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Свои педагогические идеи изложил в целом ряде трактатов: "Оратор", "Об обязанностях&quo ...

Некоторые психофизические особенности заикающихся детей
Течение заикания и его проявления во многом зависят от особенностей психофизического состояния ребенка и его личности. В анамнезе заикающихся детей выявляется воздействие на организм различных вредностей экзогенного и эндогенного характера, а также неполноценность нервно-психической сферы самого ре ...

Органическое поражение ЦНС: понятие и причины
Диагноз органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) у детей – весьма частое явление в педиатрической практике. Органическое поражение ЦНС представляет собой широкое понятие, устоявшегося определения которого не существует. Оно является следствием пре – и перинатальной патологии за иск ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru