Образование сегодня » Методы и задачи педагогической науки » Проблема классификации методов воспитания, их характеристика

Проблема классификации методов воспитания, их характеристика

Метод воспитания - способ организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников, направляемый на достижение целей воспитания путем усвоения детьми соответствующего содержания и активной самостоятельной деятельности по его применению для анализа и оценки поступков и поведения различных жизненных ситуаций.

Выбор методов воспитания зависит от: 1) цели воспитания; ведущего типа деятельности; 2) содержания и закономерностей воспитания; 3) конкретных задач и условий их решения; 4) возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; 5) воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения.

Вообще метод воспитания это есть система приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели.

В свою очередь прием это частное совершение метода, а средство совокупность приемов.

Первую группу методов воспитания составляют методы изменения деятельности и общения - наиболее существенные в воспитании. К ним относятся методы воспитания - введение новых видов деятельности и общения, изменение содержания деятельности и предмета общения, а также изменение смысла видов деятельности и общения. Введение новых видов деятельности и общения применяется, как правило, при создании нового детского коллектива (класса, школы, кружка и т. п. ) и при необходимости перестройки, смены существующего воспитательного процесса. Метод изменения содержания деятельности и предмета общения помогает педагогу совершенствовать воспитательную работу с учащимися. Чаще всего набор практических видов деятельности и общения является постоянным (познание, труд, спорт, искусство, досуг и т. п.).

Многие проблемы воспитания возникают в результате несоответствия устаревшего содержания деятельности не только возросшим детскими интересам, но и современной культурной ситуации в обществе. Обычно педагог выступает инициатором совершенствования форм деятельности и общения. Например, организация сводных отрядов, советов, коллективных творческих дел по коммунарской методике позволила повысить воспитательный потенциал внеурочной деятельности.

Практике воспитания в СССР долгое время были присущи отрыв форм детской деятельности от её содержания и внедрение административных методов в организацию детской жизни.

Один из наиболее эффективных методов воспитания - метод изменения смысла видов деятельности и общения, помогающий преодолеть ситуацию, когда деятельность перестаёт быть привлекательной для детей. На протяжении школьной жизни смысл учебной и внеурочной деятельности сменяется несколько раз: от стремления в первом классе играть роль ученика через самоутверждение в учебной и внеурочной деятельности - к осознанному самообразованию и самовоспитанию в старших классах.

Задача педагога - помочь ребёнку в этом закономерном процессе приобрести новый смысл деятельности и общения в нужный момент, с тем чтобы развитие личности шло в направлении самосовершенствования.

Ко второй группе относятся методы изменения отношений.

Интегральные отношения (стиль жизни, социально-психологический. климат коллектива, «поле коллектива» и др. ) изменяются через демонстрацию отношений, более притягательных для детей по сравнению с существующими. Деловые отношения изменяются через разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива и др. Деловой атмосфере способствуют сменность детского актива, устойчивость коллектива, отсутствие чрезмерной педагогической опеки и др.

Прочее о педагогике:

Понятие внеклассной и внешкольной воспитательной работы
Деятельность по воспитанию и развитию личности осуществляется разными путями. Важная роль принадлежит таким ее видам, как внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия д ...

Методика реализации программы кружка «Юный сказочник»
Занятие 1: « Знакомство» План занятия 1. Знакомство 2. Заполнение карточки «Мое имя» 3. Составление анкеты 4. Упражнение «Дотянись до потолка» Материалы: 20 карточек из белого картона 20 анкет Ход занятия 1) Знакомство. Преподаватель знакомится с детьми, представляется. На груди педагога - бейдж с ...

Описание проведенных проверочных занятий
Класс был разбит на две группы, и с каждой группой занятие проходило отдельно. Ход занятия в обеих группах во многом совпадал. 1. В начале урока детям напомнили о том, что ранее на факультативе они решали задание, где нужно было показать следующее: “Сумма двух треугольных чисел равна гетеромекному ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru