На данном этапе нами был организован эксперимент по изучению возможностей формирования оценочной самостоятельности младших школьников.
Этапы эксперимента:
1 – Констатирующий. Цель: определение уровня сформированности оценочной деятельности учащихся.
2 – Формирующий. Разработка и апробация системы работы по формированию оценочной самостоятельности младших школьников.
3 – Контрольный. Анализ эффективности работы по формированию оценочной самостоятельности младших школьников.
База исследования:
Исследование проведено на базе МОУ СОШ № 10, в исследовании принимали участие учащиеся 1-го класса, обучающиеся по системе Л.В. Занкова в количестве 20 человек.
Ход исследования
Методика 1. «Методика изучения сформированности образа Я и самооценки».
Цель: изучение особенностей образа Я, а также самооценки.
Таблица 1.
Обобщение данных изучения самооценки и образа Я
Содержание представлений о себе |
Я- хороший |
Самокритичный |
Содержательное представление о себе |
Отказ |
Младшие школьники |
90 |
0 |
5 |
5 |
90% детей 7-8 лет различают реальный и идеальный планы, но при этом дифференциация их самооценки относительная, содержательного, целостного рассказа о себе не было. В 5% случаев ребенок совсем отказался от работы, в связи с чем мы предположили, что он нуждается в дополнительном изучении специалистов. И только один ребенок из всей группы (5%) имеет содержательное представление о себе. Итак, самооценка большинства детей завышена, один ребенок имеет адекватную самооценку, а еще один нуждается в дополнительном обследовании.
Вывод
Большинство детей относятся к низкому или среднему уровню развития самооценочной и рефлексивной деятельности, только одного ребенка можно отнести к высокому уровню развития самооценки по этому показателю. Следовательно, способность к самооценке и рефлексии у младших школьников окончательно не сформирована .
Методика 2. «Методика изучения самооценки в разных видах деятельности».
Цель: выявление особенностей самооценки младшего школьника в разных видах деятельности.
Таблица 2
Распределение полученных данных по уровням
Завышенная |
Адекватная |
Заниженная | ||
7-8 лет |
Предвосхищающая самооценка |
15 |
70 |
15 |
Самооценка по результатам деятельности |
70 |
25 |
5 |
Уровень притязаний, или же предвосхищающая самооценка у детей 7-8 лет в основном адекватная. Однако самооценка у большинства детей завышенная. В целом такое положение вещей соответствует изученным нами теоретическим представлениям о том, что самооценка у детей младшего школьного возраста является завышенной и оптимизируется только к концу первого года обучения.
Прочее о педагогике:
Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возрата
Один из краеугольных камней осуществляемой в стране, реформы школы повышения эффективности воспитания и обучения на основе учета возрастных особенностей организма школьника. Правильное решение вопросов организации и методики проведения занятий, выбора средств, нормирования физических нагрузок, опти ...
Организация самостоятельной работы как самостоятельной познавательной
деятельности
От того, как определяется понятие «самостоятельная работа», зависят ее организация и проведение. Мы рассматриваем самостоятельную работу именно как самостоятельную познавательную деятельность, которая включает не только действия по выполнению упражнений различного типа, но и действия самостоятельно ...
Формирование личности
Личность – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Всё развитие ребёнка с момента его рождения и до зрелости есть процесс формирования его как личности. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной лично ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.