На данном этапе нами был организован эксперимент по изучению возможностей формирования оценочной самостоятельности младших школьников.
Этапы эксперимента:
1 – Констатирующий. Цель: определение уровня сформированности оценочной деятельности учащихся.
2 – Формирующий. Разработка и апробация системы работы по формированию оценочной самостоятельности младших школьников.
3 – Контрольный. Анализ эффективности работы по формированию оценочной самостоятельности младших школьников.
База исследования:
Исследование проведено на базе МОУ СОШ № 10, в исследовании принимали участие учащиеся 1-го класса, обучающиеся по системе Л.В. Занкова в количестве 20 человек.
Ход исследования
Методика 1. «Методика изучения сформированности образа Я и самооценки».
Цель: изучение особенностей образа Я, а также самооценки.
Таблица 1.
Обобщение данных изучения самооценки и образа Я
Содержание представлений о себе |
Я- хороший |
Самокритичный |
Содержательное представление о себе |
Отказ |
Младшие школьники |
90 |
0 |
5 |
5 |
90% детей 7-8 лет различают реальный и идеальный планы, но при этом дифференциация их самооценки относительная, содержательного, целостного рассказа о себе не было. В 5% случаев ребенок совсем отказался от работы, в связи с чем мы предположили, что он нуждается в дополнительном изучении специалистов. И только один ребенок из всей группы (5%) имеет содержательное представление о себе. Итак, самооценка большинства детей завышена, один ребенок имеет адекватную самооценку, а еще один нуждается в дополнительном обследовании.
Вывод
Большинство детей относятся к низкому или среднему уровню развития самооценочной и рефлексивной деятельности, только одного ребенка можно отнести к высокому уровню развития самооценки по этому показателю. Следовательно, способность к самооценке и рефлексии у младших школьников окончательно не сформирована .
Методика 2. «Методика изучения самооценки в разных видах деятельности».
Цель: выявление особенностей самооценки младшего школьника в разных видах деятельности.
Таблица 2
Распределение полученных данных по уровням
Завышенная |
Адекватная |
Заниженная | ||
7-8 лет |
Предвосхищающая самооценка |
15 |
70 |
15 |
Самооценка по результатам деятельности |
70 |
25 |
5 |
Уровень притязаний, или же предвосхищающая самооценка у детей 7-8 лет в основном адекватная. Однако самооценка у большинства детей завышенная. В целом такое положение вещей соответствует изученным нами теоретическим представлениям о том, что самооценка у детей младшего школьного возраста является завышенной и оптимизируется только к концу первого года обучения.
Прочее о педагогике:
Благородство происхождения и благородство знания. Отношение к
преподавательскому труду
В средневековом обществе тех, кто работал «словом и разумом» и передавал свою ученость другим называли интеллектуалами. Средневековье не знало понятия «интеллигент». Занятых интеллектуальными трудом называли «доктор», «профессор», «магистр», «литератти»; философом Бога именовал себя Абеляр. Социоку ...
Современные подходы к
использованию метода проектов в обучении школьников иностранному языку
Собственно проектный метод зародился во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США на основе концепции философа-идеалиста Джона Дьюи (1859- 1952). Система Дьюи, обучающая «путем делания», обогащающая личный опыт ребенка, созвучна нашему времени как никогда. Метод проектов широко испо ...
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей к себе самим. Как указывают А.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С. ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.