Для осуществления переноса в массовую практику педагогической технологии формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников необходимы определенные условия:
отношения доверия и взаимопринятия между всеми субъектами образовательного процесса единой “оценочной политики” учебного заведения;
необходимость иметь перспективу движения в этом направлении на последующих этапах образования, в одиночку (отдельным учителям) за реформирование системы контроля и оценки лучше не браться. Задача построения технологии безотметочного оценивания по силам только коллективу всей школы, включая и основную, и старшую. Начинаем работу по этой проблеме в первом классе.
внутреннюю потребность ребенка отказа от тотального контроля и оценивания со стороны взрослых и готовых искать другие способы организации оценивания деятельности учащихся, возможность постепенной передачи контрольно-оценочного “инструмента” из своих рук в руки учащихся.
Только после выполнения всех этих условий возможно приступить в школе к реализации выше обозначенных идей без ущерба как для детей, так и для всего образовательного процесса в школе.
Цель: выявить, насколько эффективна работа по развитию оценочной самостоятельности младших школьников.
Методы, использованные нами в ходе работы соответствовали тем, которые были использованы на этапе констатирующего эксперимента.
Результаты диагностического обследования обобщены в сводной таблице 5.
Таблица 5
Сводные данные об особенностях развития оценочной деятельности
Содержание представлений о себе |
Я- хороший |
Самокритичный |
Содержательное представление о себе |
Отказ | ||||
% детей на контрольном этапе |
10 |
10 |
80 |
0 | ||||
Завышенная |
Адекватная |
Заниженная | ||||||
% на контрольном этапе |
Предвосхищающая самооценка |
10 |
80 |
10 | ||||
Самооценка по результатам деятельности |
10 |
80 |
10 | |||||
Таким образом, рефлексивные способности детей явно возросли: представления о себе стали содержательными, самооценка – адекватной.
Методика «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (опросник Г.Н. Казанцевой)
Цель: выявить уровень самооценки.
На первом этапе мы определили уровень самооценки младших школьников. Результаты этой работы обобщены в таблице 6.
Таблица 6
Уровень самооценки по методике «Тестирования» Г.Н. Казанцевой
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | ||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Данные методики |
5 |
25 |
15 |
75 |
- |
- |
Прочее о педагогике:
Динамика развития звукослогового анализа и синтеза у учащихся 1 класса
После проведения серии коррекционно - развивающих занятий, был сделан второй контрольный срез, с целью выявления динамики развития звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФНР, который по своей структуре был аналогичен первому контрольному срезу. После чего был проведен сравнительно ...
Специфика разработки индивидуальных программ реабилитации для
детей-инвалидов
Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. Среди причин, способств ...
Понятие о методах и средствах воспитания
В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки этих понятий. В одном из ранее изданных учебников: «Под методом воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д. ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.