Если обратиться к истории изучения данной проблемы, то станет известно, что впервые понятие «мультикультурный» стало широко употребляться в образовательных программах Канады. Их целью было отражение в практике образования интересов разнообразных культур и групп, существующих в канадском обществе. Постепенно «мультикультурализм» вошел в научную терминологию социологов (М. Шпингер, Р. Телле, С. Ушакин), психологов (Дж. Берри, С. Бочнер, Р. алин, М. Плизент, Н. Лебедева, Г. Солдатова), педагогов (Д. Бэнкс, Р. Люсиер, Х. Жиру, Я. Пэй, Г. Дмитриев, М. Князева, Н. Крылова, Г. Рогалева).
В связи с ранее упомянутыми причинами в течение последних десятилетий проблемы мультикультурного образования стали чрезвычайно актуальными для России (как и для стран Европы, Азии и Америки). Однако в России они первоначально связывались, прежде всего, с проблемами этнокультурного (национального) образования, направленного на сохранение и развитие существующих этнокультур, и удовлетворение потребностей этнических групп населения в этнической самоидентификации.
Сегодня на смену частным задачам этнокультурного образования пришли более сложные проблемы и задачи мультикультурного образования, что отражает новейшие культурные явления и в большей мере соответствует запросам современного общества.
Среди современных западных исследований по изучению данного вопроса особо следует выделить работу американского профессора Джеймса Бэнкса. В своей статье «Мультикультурное образование: цели и измерения» он определил сущность данного термина так, «Мультикультурное образование – это идея, процесс и инновационное движение в образовании (Banks,1993). Как некая идея мультикультурное образование стремится обеспечить равные возможности получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и социальных групп. Оно пытается создать равные для всех образовательные условия путем системного изменения школьной среды таким образом, чтобы она отражала разнообразные культуры и группы, существующие в обществе и национальной структуре класса. Мультикультурное образование является также и процессом, потому что учителя и администрация школ должны постоянно работать, стремясь достичь его идеальных целей». Он также выделил пять следующих его измерений или сфер действия (dimensions):
· интеграция содержания (
content integration)
· процесс
конструирования
(
the knowledge construction process)
· преодоление предубеждений
(prejudice reduction)
· справедливая педагогика (
an equity pedagogy)
· стимулирование развития среды и социальной организации школы (
an
empowering school culture social structure, - Banks,1995a)
Сущность этих измерений он раскрыл следующим образом,
Интеграция
содержания достигается по мере того, как учитель раскрывает содержание разных культур и особенностей социальных групп, чтобы проиллюстрировать основные понятия, принципы и спорные вопросы в своей предметной области или дисциплине.
В процессеконструирования
знания учащимся помогают понять, изучить или определить, как предрассудки, рамки рассмотрения и направленность дисциплины влияют на способы конструирования знания (Banks,1996). Учащиеся также учатся строить знание о себе.
Преодоление предубеждений
– это направленность уроков и форм учебной деятельности на помощь учащимся в развитии их позитивного отношения к различным расовым, этническим и культурным группам, включение последовательного создания положительного образа этнических групп и регулярное использование мультиэтического по своему характеру учебного материала.
Справедливая педагогика
(как система педагогических принципов) осуществляется в условиях, когда учителя строят свою деятельность так, чтобы обеспечить учебную успешность учащихся различных расовых, культурных или социальных групп (Banks&Banks,1995). Учение на базе сотрудничества (cooperative learning activities) помогает всем учащимся (включая белых, принадлежащих к среднему классу) развить позитивные расовые установки. Однако чтобы добиться положительных результатов, необходимо, чтобы учение, основанное на сотрудничестве, имело некоторые важные характеристики (Allport,1954;Cohen,1994). Учащиеся из разных расовых и этнических групп должны чувствовать, что они обладают равным статусом в межгрупповых взаимодействиях; учителя и администрация должны одинаково ценить и поддерживать межрасовое взаимодействие; учащимся из разных групп следует работать вместе в командах, которые стремятся к достижению общих целей
Прочее о педагогике:
Система внутришкольного контроля
II
уровень Конт-роль должен отра-жать и поддер-жи- вать общие цели школы Контроль должен соответство-вать контролируемому виду деятельности, объективно измерять и оценивать то, что действитель-но важно Контроль необходимо обеспечивать с позиции действующих нормативов Контролиро-вать по критическим ...
Понятие о педагогическом
общении
Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и приём информации, что наблюдается повсюду и всегда. Общение многолико; оно имеет много форм, видов. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретическ ...
Мотивация, темперамент, способности,
характер - основные параметры индивидуальности
Эмоциональность, активность выступают как вторичные функции темперамента. Активность, саморегуляция проявляются как характеристики способностей. А в характере Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.