· Магистратура позволяет сделать плавный переход из одной специальности в другую или дополнить базовое образование. Благодаря осмысленному выбору специализации, у человека повышается мотивация к учебе, а значит, и успеваемость.
· Одно из известных преимуществ магистратуры – учет индивидуальных потребностей студентов. Студенты-магистранты могут не только выбирать отдельные курсы, но, что еще важнее, определять индивидуальную траекторию обучения. Она определяется самим магистрантом совместно с его руководителем.
· Обучаясь в магистратуре, студент пишет и защищает диссертацию, которая по предъявляемым требованиям близка к кандидатской диссертации. В дальнейшем (примерно за год-полтора после окончания) выпускник при желании и должном трудолюбии вполне может свою выпускную работу довести до уровня кандидатского исследования.
· Магистратуру можно рассматривать как реальную альтернативу второму высшему образованию.
Магистерские программы построены таким образом, чтобы давать углубленные знания в целом комплексе дисциплин. Студенты получают навыки исследовательской и преподавательской работы, умеют систематизировать и обобщать информацию. В результате у студентов формируется адекватное представление о современной науке. Выпускник магистратуры – это профессионал в выбранной специализации, более подготовленный к профессиональной деятельности, нежели бакалавр или специалист. Специфика подготовки магистров заключается в развитии интегрированных компетенций, то есть способности принимать решения, брать на себя ответственность, проводить анализ, осуществлять коммуникативные функции. Выпускники не только умеют пользоваться готовыми знаниями, но и вырабатывают новые, а что еще более важно – готовы транслировать их другим лицам.
Но как бы ни была эта система удобна и привлекательна (например, взаимное признание дипломов, единые стандарты образования или единство подходов к образованию в целом), относительно нашей страны с ее особенностями на сегодняшний день она имеет и большие минусы, которые можно свести к следующему:
· Во-первых, в России нет инфраструктуры, типичной для англо-американской системы образования, прежде всего, имеется в виду бакалавриат. Мы привыкли, что полноценное высшее образование дает диплом специалиста, отучившегося 5–6 лет. Поэтому на них в основном и спрос, а бакалавры считаются специалистами с неполным высшим образованием и не могут найти работу.
· Во-вторых, болонская система предполагает единую степень доктора наук. Однако согласно научной табели о рангах в России эта степень соответствует кандидату наук, а российский доктор – ученый гораздо более высокого уровня.
· В-третьих, среди абитуриентов магистратур по-прежнему преобладают выпускники-специалисты, что не совсем отражает суть данной структуры. Поэтому сегодня в магистратуру идут в первую очередь не устроившиеся нигде бакалавры, которые заведомо обладают меньшей профессиональной подготовкой, чем сегодняшние специалисты, а это в свою очередь в будущем вызовет еще большие нарекания по качеству подготовки в высшей школе.
«В связи с этим, ускоренное введение Болонской системы в России оставляет много вопросов» .
· В-четвертых, при переходе на двухуровневую систему очень важна также академическая мобильность. Студент не должен «вариться в одном соку», он должен поучиться в разных университетах. В Болонском процессе это очень важный элемент: студент выбирает несколько вузов, чтобы год поучиться в одном, затем год – в другом и т.д., набирая при этом опыт различных школ. В Европе это часто практикуется. В нашей стране пока, к сожалению, академическая мобильность нулевая. По мнению специалистов, идея разделения уровней обучения заключается в том, что человек должен иметь более свободную траекторию образования, чтобы, получив базовое образование в одном месте, продолжить его в другом.
Студенческая мобильность предполагает обучение и практику не только в вузах одного региона, но и по всей России. Что же касается обучения российского магистранта за рубежом, то пока эта перспектива остается под вопросом и первое препятствие тому – иностранный язык. Второе – безусловно – деньги, но это не является предметом обсуждения данной статьи.
Прочее о педагогике:
Роль отца в жизни ребенка
В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностног ...
Роль раннего возраста для последующего развития ребенка
Знакомство с содержанием работы заведующей детским садом, старшего воспитателя, медицинских работников, направленной на создания условий для воспитания детей раннего возраста, с формами контроля за развитием детей, с диагностикой, вопросами планирования и учета, ведения документации, работы с родит ...
Образование как общественное явление
Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спарта ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.